«Если я когда-либо в жизни нарушу закон, то уйду сам». Именно эти слова произнес еще кандидат Владимир Зеленский за несколько дней до второго тура президентских выборов. Тогда это звучало фантастически — на Украине появится президент, готовый признавать свои ошибки. Правда, заявление не помешало ему за три месяца работы нарушить законы Украины около 30 раз. И, к сожалению, тенденция пока сохраняется. Чем именно пренебрег президент, а что уже успел сделать для украинцев — разбирался «Обозреватель».
Что важно знать о 100 днях Зеленского?
- что он обещал украинцам, смог ли выполнить хоть часть из того, что говорил;
- сколько раз уже нарушил закон;
- о кадровом голоде и готовности «сделать всех вместе»;
- об осознании всех сложностей международной политики и коварства Владимира Путина;
- о позитивных изменениях и внедрении «Государства в смартфоне».
Президент — слуга народа
В интернете еще с момента инаугурации Владимира Зеленского появился неофициальный счетчик его нарушений. За три месяца работы насчитали около 3-х десятков проколов. Речь идет и о досрочном роспуске Верховной рады в день инаугурации (ст. 90 Конституции Украины), и о назначении Андрея Богдана главой администрации президента в обход закона о люстрации, пренебрежении закона о государственном языке, а именно общении во время официальных поездок по регионам не на украинском, а русском языке. И многое другое. То есть, если бы слова о готовности подать в отставку действительно были правдой — на Украине уже были бы объявлены досрочные президентские выборы, раз так тридцать.
Первые решения
Говоря о первых 100 днях работы Владимира Зеленского (напомним — это уже сегодня, 27 августа), важно вспомнить его самые главные предвыборные обещания.
«Мой первый законопроект „О народовластии". В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии. В современной Украине это должно происходить с максимальным использованием новейших технологий», — милозвучно гласит официальная программа еще кандидата в президенты Зеленского. При этом о законопроекте про власть народа речи и не шло. Первый указ президента — о роспуске парламента, а первый поданный проект закона касался публичных закупок для старта досрочных парламентских выборов. В конце мая такие решения мотивировались желанием перезагрузить Раду, не готовую поддерживать идеи нового главы государства.
С одной стороны — ход мыслей правильный. Парламент полностью дискредитировал себя и пошел в контратаку. Доверие к нему было минимальным. С другой — пользуясь антипарламентскими настроениями, президент решил по-своему растолковать закон и пойти на поводу политических амбиций. Далее по тексту среди обещаний Владимира Зеленского — снятие неприкосновенности с народных депутатов, президента и судей, отдельный закон про импичмент и про отзыв членов парламента. Пока этого никто так и не увидел. Ни механизма импичмента, ни полноценного закона про снятие неприкосновенности. Все ждут начала работы новой Рады. При этом многие члены партии «Слуга народа» уже в открытую говорят, что готовы голосовать лишь за частичную отмену особого статуса. Это все подается под соусом защиты от политических репрессий.
Еще одна «фишка» Зеленского — полная прозрачность власти. Мол, все назначения в регионах должны происходить с учетом общественного мнения, открыто и доверительно. Стоит вспомнить одну из его крылатых фраз, что во власть придут новые люди, с новой ментальностью. Но где же они? Критиковать партию «Слуга народа» пока действительно рано, ее час еще не пришел и она — не вся власть. Но в команде не так много профессионалов, готовых брать ответственность в свои руки. Хотя есть и спецы, это стоит подчеркнуть. Заметно это было в том числе и на всем известном тренинге в Трускавце. Хочется верить, что они смогут быть эффективными и покажут правильный тон работы. А группы влияния внутри не спровоцируют масштабный политический кризис.
LIFT заклинило
Отдельное внимание стоит уделить и так называемым открытым конкурсам. Если на кресло главы Львовской ОГА еще попытались сделать что-то похожее на народный праймериз, то за Житомирскую и Черкасскую области никто и не спрашивал. А в Одесскую и вовсе продвинули «своего человека», который и не участвовал в отборе. При всей правильности проекта LIFT, одним лишь подбором кадров в интернете не обойдешься. Сам проект был создан для того, чтобы стать реальной площадкой подбора кадров, открытого и честного. Но за 100 дней мы так и не увидели кандидатов на позиции генпрокурора, премьер-министра, членов кабмина, глав государственных агентств и областных администраций.
Что с реформами?
Какой есть позитив?
Но нет, не все так плохо в президентстве Владимира Зеленского. Стоит признать, что за первые 100 дней глава государства запомнился и позитивными, нужными изменениями. Во-первых, на Украине активно продвигается цифровизация. Ее инициатор — советник президента Михаил Федоров. За несколько месяцев сделано достаточно много: система «E-малютка» — теперь с регистрацией новорожденных все проще в разы; «E-government» — создана платформа для цифровизации всех госсуслуг. Это большой шаг к упрощению жизни как бизнесу, так и рядовым украинцам.
Во-вторых, благодаря политике и самому тренду «Зе» в будущую Раду не попали старые политики. Речь идет о Виталие Хомутыннике, Сергее Пашинском, Иване Виннике, Игоре Смешко, Надежде Савченко и многих других. Парламент обновился на 80%;
В-третьих, в парламенте готовятся революционные инициативы. О конкретике говорить рано, но уже через неделю «Слуга народа» и президент могут выполнить главные обещания: снять всю ту же депутатскую неприкосновенность, утвердить закон про импичмент президента и референдумы, изменить избирательную систему, принять пакеты законов по цифровизации, рынку земли, медицине, децентрализации и так далее.
Так с кем мы дружим?
В своей предвыборной кампании Зеленский неоднократно говорил, что страна идет в Европу. Вот, к примеру, одна из ярких его цитат во время дебатов с Порошенко: «Украина выбрала путь в Европу, и заплатила за это большую цену — жизнями на Майдане. Не вы, и не я — не пророк и не Моисей, не нам решать, куда вести страну. Она сама идет своим путем. А вы как верховный главнокомандующий должны ее защищать».
Никто не говорит об измене, но за 100 дней президентства реально было сделано два шага в контексте войны с Россией:
- отвод войск в Станице Луганской;
- два телефонных разговора Зеленского и Путина.
При этом украинские солдаты продолжают гибнуть на Донбассе. Только 6 августа было убито четверо человек. Адекватного ответа со стороны Украины так и не было.
На первый взгляд простая проблема с войной на Донбассе не решается «просто прекращением стрельбы». Все не так легко, как говорил пару месяцев назад Зеленский. Стрелять никто не перестанет, пока Кремлю не дадут то, что он хочет. К слову, на этом же погорел в свое время и Петр Порошенко, пообещав закончить войну за несколько дней. Проблема в том, что президенту России не нужен мир и он не переживает за смерти солдат на фронте. Ему нужна подконтрольная Украина, хотя бы частично, через особый статус Донбасса. Да и про Крым он говорить уже не хочет.
Неопытность или неопределенность?
Критиковать Владимира Зеленского можно и нужно, но по делу. Проблема президента в том, что его 73% рейтинга — это желание украинцев увидеть новые лица во власти. Новые взгляды, движения и решения. Профессиональных людей, а не пережиток коррупционного прошлого. Украинцы дали президенту карт-бланш. Хочешь место на Банковой? Вот, мы голосуем. Хочешь большинство в парламенте? Мы готовы дать большинство. Сейчас же дело за тобой — все рычаги власти у тебя в руках. А что мы видим?
С одной стороны, главный «слуга народа» пытается обуздать вертикаль власти. Ругает чиновников, предлагает нардепам оплатить обустройство дорог. Есть позитивные изменения в сфере е-технологий, идет планомерный отказ от тотальной милитаризации и запугивания, искренне заметно желание президента выйти из сложной ситуации на Донбассе.
С другой — Зеленский продолжает заигрывать с избирателями. Не секрет, что «экшн» заходит лучше, чем кропотливая и качественная работа. Итог 100 дней работы президента можно охарактеризовать одним словом — «неопределенность». Смесь ярких и позитивных ожиданий, с кадровыми проблемами и победой системы.