Недавняя отправка российских наемников в Ливию является составной частью плана Москвы по усилению своего влияния на севере Африки и на Ближнем Востоке. По словам военных аналитиков, Запад этим действиям практически не препятствует.
200 с лишним российских наемников, которые действуют при поддержке беспилотников с оружием на борту, истребительной авиации и артиллерии с высокоточными управляемыми боеприпасами, подняли ставки в длящейся уже пять лет ливийской гражданской войне. В ней Москва поддерживает самозваного фельдмаршала Халифу Хафтара, чьи войска действуют на востоке Ливии. Есть предположение, что это наемники из частной военной компании Вагнера, которая также работает в Сирии, Мозамбике и Центральноафриканской Республике.
Маршал Хафтар воюет на западе Ливии с коалиционными силами, которые поддерживают правительство в Триполи, признанное США и другими западными странами. Россия поддержала президента Асада в сирийской гражданской войне, а Путин стремится к развитию отношений со странами Персидского залива, видя, как оттуда уходят США.
«Все дело в нефти, деньгах и влиянии, и Москве это сходит с рук, потому что на Западе как будто никто не замечает происходящее», — сказал британский военный аналитик Пол Бивер (Paul Beaver).
Московскому эксперту по внешней политике Владимиру Фролову был задан вопрос о том, каковы цели Кремля в Ливии. Он ответил: «Ограниченное военное присутствие в Средиземноморье для сбора разведсведений и материально-технического обеспечения кораблей ВМФ, выгодные коммерческие сделки при восстановлении страны. Но там разные стороны поддерживают разные группировки, и в отличие от Сирии, там нет одной лошади, на которую можно поставить. Поэтому Москва предпочитает вести переговоры со всеми и стремится не делать крупные ставки».
Бывший сотрудник Пентагона Эндрю Крепиневич (Andrew Krepinevich) заявил, что у России есть и более важная цель: восстановить свое глобальное присутствие и представление о себе как о сверхдержаве. «Путин по-прежнему очень умело разыгрывает слабые карты. С минимальными издержками для России, которые гораздо меньше того, что тратят США, он превратил свою страну в важного игрока на Ближнем Востоке. А поскольку после свержения полковника Каддафи в 2011 году НАТО и США оставили вакуум власти, Путин в очередной раз получил возможность усилить свое влияние в соперничестве между слабыми игроками», — сказал он.