В начале этой недели российский и китайский лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин открыли трубопровод, который будет передавать природный газ из России в Китай через Сибирь. Сотрудничество двух стран в энергетической сфере поднимает на повестке дня и ряд других вопросов.
Китайский юань давно претендует на статус мировой резервной валюты, коей является доллар. Постепенно набирающий силу Китай некогда был страной, которая только получала инвестиции, а теперь он и сам вкладывает деньги в различные проекты, претендуя в скором времени на статус глобальной державы. Растущий аппетит Китая все сильнее начинает давать о себе знать, при этом его главный конкурент на этом пути — США.
Самым мощным оружием США на мировой шахматной доске, на наш взгляд, является статус доллара как мировой резервной валюты и то, что США могут печатать доллары, ничем не обеспечивая их. Неисчерпаемые денежные ресурсы дают США колоссальную экономико-политическую маневренность.
Благодаря доллару США много преимуществ. Два основных из них прекрасно обобщают ситуацию: повышение спроса на доллар и усиление зависимости от печатающей его страны. К тому же США имеют возможность в любое время печатать доллары и покупать любое количество нефти и энергоресурсов.
Поэтому такие глобальные конкуренты США, как Россия и Китай, которые очень хорошо знают это, взяли за принцип постепенно сокращать использование доллара в расчетах друг с другом и переходить на свои национальные валюты. В 2018 году лидеры двух стран официально объявили об этом. Сделав еще один шаг вперед, они договорились внедрить китайскую систему «Юнион пэй» (Union Pay) в России и российскую систему «Мир» в Китае.
Но Китай этим не ограничился. В том же 2018 году он запустил на энергетической бирже в Шанхае торги нефтяными фьючерсами в юанях. Начало торговли нефтью за золото и юани стало очень важным переломным моментом.
Говорить о фиаско доллара пока слишком рано. Это по-прежнему мировая резервная валюта, которая больше всего используется в торговле между государствами, включая Россию. Но, как видно, доллар открыто взят на прицел.
США, конечно, будут яростно сопротивляться этому. Превращение нынешнего мира нефтедоллара в мир нефтеюаня станет смертным приговором глобальной гегемонии США. Достаточно обратить внимание на неконтролируемые внутренние и внешние долги этой страны. Америка может утратить не только глобальное господство, но и мир внутри страны, даже территориальную целостность.
По нашему мнению, ситуация в Европе и Великобритании тоже станет частью этого уравнения. Европа, особенно Германия, имеет очень развитые торговые отношения с Россией, а также сильные энергетические связи с РФ в силу проекта «Северный поток». Однако при этом она также подлежит защите от российского военного присутствия под эгидой НАТО, то есть США.
Буквально на прошлой неделе мы писали, что страны ЕС не могут договориться друг с другом о присутствии США и НАТО в Европе. Эта ситуация, несомненно, отразится и на их торговых отношениях с блоком Россия — Китай.
Мы ожидаем, что Европа, как и Турция, будет проводить политику баланса между США и российско-китайским блоком. С военно-политической точки зрения западный блок сохранит свою целостность. Но в торгово-энергетических отношениях США будет непросто в одиночку доминировать в Европе и Турции, заставлять этих игроков делать все, что ни пожелает Вашингтон. Об этом, в частности, свидетельствует то, что европейские страны разошлись с США в вопросе иранских санкций и решили продолжать торговлю с Ираном, а Турция, несмотря на угрозы, приобрела С-400 у России.
Такова картина на сегодняшний день. Когда в игру вступит китайский проект «Один пояс — один путь», мы будем говорить совершенно о других вещах.