Сеул, Южная Корея — Как это все знакомо. Северная Корея снова выступает с завуалированными угрозами, которые пытаются расшифровать руководители самых разных стран. Режим Ким Чен Ына последние 12 месяцев говорит о некоем «рождественском подарке» для США, о сроке до конца года и о новом пути.
Ким и Трамп встречались три раза в надежде на заключение сделки, в рамках которой Северная Корея отказалась бы от своего ядерного оружия и средств их доставки в обмен на снятие санкций и нормализацию отношений. Достижимы ли эти цели? Пока не ясно. Даже самые проницательные и опытные умы, изучающие Северную Корею, говорят, что любые их прогнозы о будущем — это не более чем информированная догадка.
Но уже начал формироваться консенсус, заключающийся в том, что Северная Корея недовольна отсутствием гибкости и творческого подхода у американских переговорщиков. А еще большую тревогу вызывает то, что ее следующие шаги будут иметь целью завладеть вниманием американского президента Дональда Трампа.
Запуск спутника
Большинство беседовавших с Си-эн-эн экспертов полагают, что наиболее вероятным следующим шагом Пхеньяна станет попытка запуска ракеты с искусственным спутником Земли на околоземную орбиту.
Государственные средства массовой информации Северной Кореи сообщили в субботу об успешном проведении «очередного важного испытания» на полигоне Сохэ, который северокорейский режим на переговорах с США обещал ликвидировать. А за неделю до этого Пхеньян сделал аналогичное заявление об «очень важном испытании» на том же полигоне.
Северокорейский режим утверждает, что его космическая программа имеет мирные и научные цели. Ким часто говорит о том, что хочет построить «процветающее и сильное социалистическое государство» с самодостаточной экономикой, которая опирается на науку и технологии. Придя к власти в 2011 году после смерти своего отца, молодой руководитель успешно запустил на орбиту два спутника.
Но такие объяснения не могут успокоить мировое сообщество. При запуске спутника используется такая же техника, как и при пуске межконтинентальной баллистической ракеты с ядерным зарядом. И действительно, Центральное телеграфное агентство Кореи (Korean Central News Agency) сообщило, что проведенные недавно на полигоне испытания укрепят «надежные стратегические силы ядерного сдерживания» страны.
Пока не ясно, каковы будут последствия последних испытаний, однако эксперты говорят, что каждый выводимый Северной Кореей на орбиту спутник будет давать очень важную информацию для ее программы строительства баллистических ракет, которая скорее всего не завершена, но находится на продвинутом этапе.
«В этом случае КНДР подаст США зловещий сигнал о том, что она действительно обладает способностью наносить удары по континентальной части США с применением ядерного оружия», — сказал он.
Нечто подобное Северная Корея сделала в 2012 году, когда Пхеньян и Вашингтон заключили сделку, по условиям которой КНДР должна была ввести мораторий на ракетно-ядерные испытания и закрыть ядерный объект в Йонбене, а США — поставить ей несколько сотен тонн продовольственной помощи.
Но о запуске спутников в соглашении не упоминается. Так называемая сделка високосного дня рухнула после того, как КНДР спустя несколько недель произвела запуск спутника, так как стороны не пришли к согласию относительно того, можно ли считать запуск спутника запуском ракеты большой дальности.
Дебаты на эту тему продолжаются по сей день.
После того, как февральский саммит Трампа и Кима в Ханое резко закончился без заключения сделки, американский президент заявил, будто северокорейский лидер дал ему устную гарантию, что «он не будет испытывать управляемые и неуправляемые ракеты, и все прочее, что имеет отношение к ядерному оружию». Трамп не упомянул конкретно спутники, поэтому они до сих пор находятся в своеобразной серой зоне.
Старший научный сотрудник Федерации американских ученых Адам Маунт (Adam Mount) говорит, что из-за такой нестыковки Вашингтону надо было настаивать на «более конкретных и определенных условиях замораживания ракетных испытаний, которые заложили бы основу для будущих переговоров». По мнению Маунта, какой бы подарок Пхеньян ни преподнес США, и каким бы новым путем он ни пошел, это не должно стать неожиданностью для американской администрации.
«В течение этого года Северная Корея последовательно наращивала давление на США, пытаясь принудить их к капитуляции на переговорах, — сказал он. — Администрация Трампа проспала весь этот процесс и проснулась лишь пару недель назад — перед лицом потенциального кризиса».
Ракетные или ядерные испытания
Испытания межконтинентальной баллистической ракеты или ядерного оружия станут более провокационным шагом, нежели испытание спутника, и наверняка привлекут к себе внимание Трампа.
В 2017 году Пхеньян назвал «подарком» для Вашингтона свой первый испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, которая способна доставлять ядерный заряд в любую точку планеты. Эти испытания состоялись в День независимости США 4 июля. В том году Ким испытал еще две межконтинентальные баллистические ракеты и провел самое крупное на сегодня подземное ядерное испытание.
«Если посмотреть на биографию Ким Чен Ына, то станет ясно, что он идет на самые серьезные провокации тогда, когда люди прекращают обращать на него внимание», — сказал член палаты представителей США Ами Бера (Ami Bera), возглавляющий в комитете по иностранным дела подкомитет по Азии, Тихоокеанскому региону и нераспространению [ядерного оружия].
Режим Кима понимает, что если он произведет пуск межконтинентальной баллистической ракеты или взорвет ядерный боезаряд, это будет расценено как серьезная провокация Соединенными Штатами и всем миром, в том числе, его главным союзником Китаем.
«Если Северная Корея хочет отмены санкций, новые испытания и провокации не помогут ей на этом пути», — заявил Бера.
По словам Ревира, США и Южная Корея в ответ на такие действия могут «провести военные учения, развернуть новые американские силы на Корейском полуострове и вокруг него, пойти на резкое нагнетание напряженности (как это было в 2017 году) и разрушить дипломатический процесс, а вместе с этим уничтожить все перспективы снятия санкций».
Северная Корея с 2017 года не взрывала ядерные заряды и не испытывала межконтинентальные баллистические ракеты. В прошлом году Пхеньян взорвал часть тоннелей на своем ядерном полигоне Пунгери.
Однако эксперты не уверены, что это необратимый процесс, а не показуха. На церемонию подрыва тоннелей пригласили только журналистов, но не специалистов.
«Что бы ни имела в виду Северная Корея, мы должны помнить, что она способна превзойти наши ожидания, делая все необходимое для укрепления и развития своих сил ядерного сдерживания вне зависимости от той дипломатической цены, которую ей придется за это заплатить, — сказал Ревир. — Ее нельзя недооценивать».