Пять лет назад Украина жила во власти страха.
И не только Украина — вся Европа. В начале 2014 года Россия оккупировала Крымский полуостров, принадлежащий Украине, и поддерживаемые Москвой повстанцы сбили малайзийский самолет. В Европе и особенно на Украине задавались вопросом: что же будет дальше?
Несмотря на то, что Россия получила серьезный выговор от международного сообщества, на самом деле никому не удалось повлиять на захват территории. Многие задумались о том, что при желании Россия может так же легко захватить и своего соседа Финляндию, которая не входит в состав ни одного военного союза.
Украина просила помощи у всех, но получала только добрые слова поддержки. Объятия не спасали от минометных обстрелов со стороны пророссийских повстанцев. На Украине не верили в успех переговоров, проводимых в Минске.
Украинцев, проживавших недалеко от фронтовой линии, готовили к худшему.
Женщин и детей призывали покинуть город. Родителей просили прикрепить к одежде детей таблички с именами на случай возникновения экстренной ситуации. Наводит на воспоминания о том, как финских детей в годы войны отправляли в Швецию — с именем на груди.
Многие бежали. На автобусы, отправляющиеся из Мариуполя, выстраивались длинные очереди. Иногда людей охватывала паника. На автозаправочных станциях скупали весь бензин.
Все думали о намерениях президента Владимира Путина и о российских войсках на улицах Киева.
«Всех российских солдат, которые приедут на Украину, надо расстрелять», — рассуждали две пожилые женщины.
Люди на площади Независимости, известной по недавней революции, были вне себя. Продавщице Ане удалось хорошо заработать на продаже туалетной бумаги с изображением портрета Владимира Путина и оскорбительной надписью в его адрес.
Продавались и магниты на холодильник с изображением Путина, который шлепает ладонью по голому заду сбежавшего в Россию президента Украины Виктора Януковича.
«Путин хочет возродить Советский Союз, но эта идея далека от реальности. Планы Путина означали бы для Украины потерю права на самоопределение», — поделился мнением гражданский активист Алексей Сидорчук.
За последние пять лет ситуация мало изменилась.