Путинское чудо: как Россия научилась любить евреев (Neue Zürcher Zeitung, Швейцария)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
И в царской России, и в Советском Союзе господствовал антисемитизм. Но сегодня ситуация неожиданно радужная, пишет автор статьи в швейцарской газете. Если в Европе антисемитизм снова поднимает голову, то в России его вообще нет: большинство россиян воспринимают евреев как предприимчивых людей со значительным культурным капиталом.

И в царской России, и в Советском Союзе господствовал закоренелый антисемитизм. После 1991 года казалось, что этот предрассудок окончательно одержал верх, но сегодня ситуация радужная. Путин чрезвычайно ценит Израиль, в том числе и по историко-политическим причинам.

Когда в восьмидесятые годы Михаил Горбачев начал политику перестройки, государственному антисемитизму и любым другим формам дискриминации евреев был положен конец. После десятилетий насильственной ассимиляция они получили возможность беспрепятственно исповедовать свою религию и жить по традициям своей культуры. Но в то же самое время в стране возникли ранее подавляемые шовинистские течения.

Национал-патриотические организации типа «Памяти» и «Русского национального единства» (запрещена в РФ) или красно-коричневая газета «Завтра» давали повод для опасений, что в стране всколыхнется новая волна антисемитизма. На книжных рынках широко продавалась подрывная литература с теориями заговора и призывами к нетерпимости. Евреев обвиняли в большевистском перевороте и участии в работе таких репрессивных органов, как НКВД. Опьяненные новой свободой, некоторые либеральные средства массовой информации также не скупились на антисемитские клише. Призрак антисемитизма бродил по потрясенной и распадающейся стране.

Призрак антисемитизма

На этом тревожном фоне только что созданный Институт изучения общественного мнения ВЦИОМ, сегодняшний Левада-центр, начал проводить регулярные опросы об отношении населения к евреям и Израилю. Спустя всего пару лет, вопреки ожиданиям, социологи констатировали, что опасения оказались чрезмерными. Они отметили спад бытового антисемитизма, который продолжается до сих пор.

По данным исследователей, традиционные антисемитские стереотипы встречаются преимущественно в малообразованных слоях населения. Большинство же опрошенных воспринимают евреев как предприимчивых, активных людей со значительным культурным и образовательным капиталом. В сегодняшней России евреи — это «социально слабо или вообще не выделенная группа населения».

Нормализация отношения к евреям сопровождалась и однозначно позитивным восприятием государства Израиль. В 2019 году 75% опрошенных заявили, что относятся к Израилю хорошо или очень хорошо, в то время как в ЕС и США этот показатель составляет 50 и соответственно 42%. По сравнению с эпохой, когда Израиль считался одним из пяти главных потенциальных противников советского режима, это невероятное изменение к лучшему.

На этот позитивный тренд, по всей вероятности, повлияли как дружеские и родственные связи с русскоговорящей диаспорой, которая сейчас составляет 15% населения Израиля, так и туризм и паломничество к христианским святыням (330 тысяч человек в год).

Израиль импонирует среднестатистическому россиянину своей сильной национальной солидарностью и действенными усилиями по обеспечению безопасности населения. Израиль воспринимается как «богатое современное государство без острых внутренних конфликтов, занимающее ведущие позиции в медицине, технологиях и образовании», причем оно особенно положительно выглядит на фоне негативной ситуации в этих жизненно важных областях в постсоветской России.

Открытие России, безвизовый обмен, позитивный образ Израиля в средствах массовой информации, который также способствовал устранению антисемитских стереотипов, явно сильнее влияют на позицию населения, чем традиционные предрассудки и советское антисионистское наследие.

Филосемит в Кремле

Немаловажный вклад в разрядку и нормализацию отношений с Израилем вносит российский президент. С момента прихода к власти он воспринимает себя как защитника еврейского меньшинства в России и Европе и идеологически связывает свои усилия в этой области с «борьбой Советского Союза с фашизмом».

Путин поддержал создание первого еврейского музея в Москве в 2012 году и отдает должное вкладу евреев в историю и культуру России. Под впечатлением от мусульманской миграции в ЕС он призвал находящихся под угрозой антисемитизма евреев эмигрировать в Россию. «Когда-то вы покинули Советский Союз, теперь мы можете возвратиться».

После аннексии Крыма пропаганда «русского мира» стала важной составной частью великодержавной политики Кремля. Евреи, когда-то спасенные советской армией и сегодня оказавшиеся под угрозой антисемитизма и терроризма в Европе, призваны занять особое место в «русском мире» и при реализации геополитических интересов России.

Ярче всего эти намерения проявились во время памятного мероприятия по случаю 75-й годовщины освобождения Освенцима в мемориальном комплексе Яд-Вашем.

Это мероприятие, проведенное по инициативе и на деньги одного из еврейских олигархов, по слухам, близкого к российскому президенту, имело целью дать возможность находящему в изоляции от Запада Путину эффектно вернуться в круг западных союзников и противостоять восточноевропейской полемике вокруг пакта Молотова — Риббентропа 1939 года. Состоявшееся в то же самое время открытие памятника жертвам Ленинградской блокады в Иерусалиме должно было символически связать голодную смерть более одного миллиона советских граждан с Холокостом. В принципе цель этой хорошо срежиссированной пиар-акции, проведенной в основном в интересах Путина, состояла в том, чтобы публично подкрепить миф о Советском Союзе как морально незапятнанном победителе фашизма и поддержать связанные с этим геополитические претензии в преддверии 75-й годовщины Победы, которая будет отмечаться 9 мая этого года.

Железные объятия

В этом проявилась двойственность постсоветских преобразований. С одной стороны, изменения в отношении к евреям и Израилю на фоне советского наследия впечатляют. В официальном нарративе брежневской эпохи еврейству места не было, оно являлось лишь объектом антисионистской пропаганды.

Хотя советская армия и освободила Освенцим, Холокост десятилетиям был идеологически запретной темой. Особая трагическая учесть евреев не признавалась, нельзя было публично отдавать ей должное. Поэтому удивительно символична судьба урочища Бабий Яр, где немцы в сентябре 1941 года всего за два дня расстреляли 33 771 киевского еврея. После войны место превратилось в свалку, урочище отделили от расположенного ниже жилого района дамбой и наполнили жидкими отходами близлежащего кирпичного завода. В 1961 году из-за продолжительных сильных дождей дамбу прорвало, и грязевая лавина погребла под собой целый жилой квартал. Катастрофу, повлекшую за собой, по сегодняшним оценкам, гибель до 1,5 тысяч человек, киевляне восприняли как «месть Бабьего Яра».

Лишь с наступлением политики гласности в конце восьмидесятых годов с Холокоста стали завесу молчания. Спустя 25 лет после введения политики изоляции в отношении Израиля, вызванной шестидневной войной, в 1991 году дипломатические отношения с Израилем были восстановлены. Если после Октябрьской революции эмигранты считались предателями родины, теперь выезду евреев и иных граждан России никто препятствий не чинил. Для Путина русскоязычные израильтяне — вообще «наши соотечественники» с «нашей ментальностью». Отличие от позиции советского режима просто разительное.

Однако бесспорно успешная нормализация отношений имеет и обратную сторону. Памятное мероприятие в Яд-Вашеме показало, что именно еврейским организациям ставится задача поддержать моральную безупречность России как освободителя мира от фашизма, а также ее геополитические претензии. На фоне годовщины освобождения Освенцима ведется борьба с «фашизмом» на Украине, против толкования истории в Польше и против аналогий между нацистским режимом и советским коммунизмом.

По сравнению с Европой, где антисемитизм и враждебность к Израилю заметно усиливаются, в России, судя по всему, преобладает позитивное отношение к евреям и еврейскому государству. Но эксплуатация Холокоста и евреев для геополитического реванша Кремля угрожает безопасности еврейского государства и тем самым людям, чей менталитет как часть «русского мира» так ценит Путин. В Сирии враги евреев собираются во имя ислама внутри кровавого режима, который русские поддерживают из стратегических соображений и прикрывают в военном отношении.

Публицист и писательница Соня Марголина родилась в 1951 году в Москве, сейчас живет в Берлине.

Обсудить
Рекомендуем