Слишком рано говорить об изменениях, затронувших международные отношения между Соединенными Штатами Америки и их политическими и экономическими партнерами после начала пандемии коронавируса, поразившей большинство стран мира. Тем не менее уже просматриваются грубые и жесткие черты политики американской администрации в отношении нынешней гуманитарной катастрофы, затронувшей и экономику страны.
Эпидемия коронавируса продемонстрировала хрупкость возглавляемых Вашингтоном политических альянсов и экономических блоков, спокойно наблюдавших за тем, что происходит в других государствах после распространения вируса. Они вовсе не стремились разработать какой-либо план на случай чрезвычайных обстоятельств, который бы продемонстрировал их заботу о европейской безопасности в области здравоохранения.
Напротив, президент США Дональд Трамп поспешил предложить миллиард долларов немецкой компании Curevac в обмен на эксклюзивные права на вакцину в том случае, если она сможет ее разработать.
В ответ на предложение американского президента, адресованное немецкой компании, министр здравоохранения Германии Йенс Шпан заявил: «Попытка администрации Трампа контролировать исследования Curevac даже не обсуждается. Компания будете производить вакцину для всего мира, а не конкретной страны».
Американское предложение разозлило канцлера Германии Ангелу Меркель. По ее словам, Германия со своими друзьями по Европейскому союзу борются со временем, чтобы положить конец пандемии.
В словах канцлера Германии можно прочесть откровенное недовольство заявлениями американского президента и желание сосредоточиться на общей работе с европейскими партнерами.
Похоже, администрация президента США оказалась не в состоянии ответить на вопросы американского министерства внутренних дел касательно плана действий в чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, который должен стать моделью для остального мира. Это вызвало недовольство и критику в широких кругах американского общества в адрес правительства США.
Хотя администрация президента Дональда Трампа всячески пыталась обуздать распространение коронавируса, она не представила обществу свое видение ситуации на фоне участившихся разговоров об экономической катастрофе, напоминающей глобальный экономический кризис 2008 года.
Война, которую ведет мир против невидимого врага, показала, что Соединенные Штаты не вошли в число стран, готовых вкладывать свои ресурсы в борьбу с пандемией, угрожающей всему человечеству. Стало очевидно, что американцы по-другому оценивают характер отношений со своими союзниками на политическом и экономическом уровнях.
Кроме того, война продемонстрировала стремление американцев нанести удар по экономике Китая, который умело противостоит вирусу и смог сдержать его распространение, а также поддержал Италию и другие страны перед лицом эпидемии, забыв об узких экономических расчетах, прибыли и убытках. Пекин отправил своих медицинских специалистов в Рим и, не колеблясь, помогает всем, кто к нему обратился. Достаточно вспомнить его ответ президенту Сербии, преданного Европейским союзом и Америкой. Россия и Куба также предпринимают шаги на данном направлении: они мобилизовали медицинские бригады и отправили их в Италию, что так или иначе отразится на будущих международных отношениях, хотя окончательные выводы делать еще рано.
Еще больший удар по имиджу администрации США, опасающейся падения уровня популярности Трампа перед президентскими выборами, было то, что она продолжила экономическую войну против Исламской Республики Иран, Сирии, России, Китая, Венесуэлы и Кубы. Она не отменила свои санкции в отношении какой-либо из упомянутых стран, но усилила блокаду иранского государства, хотя могла временно ослабить санкции и предоставить стране возможность справиться с эпидемией. Эти американские шаги были сделаны одновременно с решением Всемирного банка, который отклонил запросы Ирана и Венесуэлы на получение международных кредитов.
Вне всякого сомнения, охвативший мир хаос, в котором каждый самостоятельно ищет способы противостоять пандемии, ярко продемонстрировал «товарные» отношения между государствами, пусть и с некоторыми исключениями. Мы можем наблюдать, как международные отношения, которые должны поддерживаться в атмосфере сотрудничества, не справились с этой задачей и не вышли за рамки лозунгов, звучащих в процессе политического и экономического диалога. Все это будет иметь далеко идущие последствия, которые я упомянул в начале статьи.
Сегодняшний мир стоит на распутье. Он был потрясен тем, что ни технологический прогресс, ни избыточное производство оружия не помогли победить вирус. Возникает вопрос: каков настоящий смысл всего, что мы называем эволюцией и расширением знаний? Придется признать, что несмотря на накопленные знания и постоянные исследования, суть международных отношений — это необузданное накопление богатства одними странами ценой обнищания других.
Сулит ли эпидемия серьезные изменения? Стоим ли мы на пороге появления новой политической карты мира, которая выбьет почву из-под ног Вашингтона после того, как перед лицом всеобщей угрозы во всей красе проявилось истинное лицо Соединенных Штатов?
Мы недолго будем противостоять COVID-19, но очень многое изменится после того, как американское государство сняло с себя маску спасителя, несущего миру демократию и помощь в борьбе с «врагами» человечества.