Одновременно с противодействием Covid-19 Европейский союз оказался на передовой дезинформационного фронта. Проблематика коронавируса стала предметом серьезных манипуляций, которые массированно распространяются СМИ и соцсетями внутри Евросоюза и за его пределами.
Рост дезинформационного массива вокруг коронавируса почти в точности повторяет графики увеличения заболевания Covid-19, что дает основания утверждать: кто-то очень хочет воспользоваться ситуацией для разрушения основ, на которых базируются самые мощные политические и экономические центры мира.
Коронавирус — объект для манипуляций
Евросоюз ощутимо осознал угрозу дезинформации на украинском кейсе. И как ответ — создал подразделение по вопросам стратегических коммуникаций, который уже шестой год подряд координирует деятельность, связанную с противодействием информационным атакам в СМИ и соцсетях, направленным на ценности Евросоюза — East StratCom Task Force (Стратком).
«Мощную тренировку» по отражению дезинформационных атак Стратком прошел в 2019 году во время подготовки к выборам в Европейский парламент. Как оказалось, этот опыт оказался неоценимым для борьбы с дезинформацией во время пандемии.
Профессиональный анализ Страткома является довольно интересным и лишний раз подчеркивает, что основными целями дезинформации является побуждение к росту общественного цинизма и недоверия к действиям власти государств Евросоюза.
Последние тенденции свидетельствуют о том, что к клубу жертв дезинформации также присоединились институты Евросоюза, что неудивительно, учитывая желание сторонних игроков внести хаос и уныние в институциональные способности уникального европейского проекта.
Одними из самых опасных нарративов, зафиксированных Страткомом в информационном пространстве государств Евросоюза, является то, что ЕС не справляется с кризисом, вследствие чего он обречен на распад, у него отсутствует солидарность, после распада ЕС прекратит существование Шенгенская зона.
Тезис разрушения ЕС стал особенно популярным после того, как российская сторона предложила свою помощь Италии.
В дезинформационных материалах использовались такие месседжи: ЕС бросил Италию на произвол судьбы, Польша отказалась открывать для российских самолетов свое воздушное пространство, заставляя итальянцев страдать, и только Россия пришла на помощь. Комментарии, как говорится, лишние.
Кто-то целенаправленно пытается воспользоваться бедой и использовать пандемию для сеяния хаоса и убеждение общества в том, что Евросоюз не в состоянии гарантировать безопасность своих граждан.
Проблематика массивных дезинформационных атак на тему Covid-19 вызывает обеспокоенность у депутатов Европарламента, которые обратились к руководству институтов Евросоюза с предложениями по противодействию дезинформации.
Их суть сводится к тому, что Евросоюз должен разработать стратегию по противодействию разрушению основополагающих и ценностных основ своего существования. А потому крайне важно найти инструменты эффективного противодействия правительствам иностранных государств, которые стремятся использовать Covid для фрагментации ЕС.
Интересно, что во время видеоконференции министра иностранных дел Канады и высокого представителя ЕС четырнадцатого марта тема противодействия дезинформации также была одной из ключевых. Стало понятно, что Группа семи готова объединить свои ресурсы с ЕС для того, чтобы наконец свести к минимуму риски от массированных дезинформационных атак, которые, кроме эрозии основных принципов ЕС, также подрывают транснациональное единство.
Украина и ЕС — в одной лодке
Мы имеем хорошие и надежные контакты и площадки практического взаимодействия со Страткомом.
В январе в Киеве было проведено заседание на высоком уровне Украина — Стратком, на котором были выработаны алгоритмы сотрудничества для минимизации негативного влияния дезинформации на наши общества. В планах — сделать проведение таких диалогов регулярной практикой.
Российская агрессия против Украины, частью которой является информационная война, и антиЕСовская истерия в контексте Covid-19 объединили Киев и Брюссель.
Стало понятно, что борьба с дезинформацией наконец является неотъемлемой частью политического диалога Украина — ЕС. Мы осознали необходимость создания на Украине механизмов для борьбы с дезинформацией, которые будут эффективными в случае объединения усилий государства, неправительственного сектора и глобальных информационных платформ, таких как Google, Microsoft, Facebook или Twitter. Евросоюз уже имеет ценный опыт такого сотрудничества, которое оказалось эффективным вовремя евровыборов-2019, и он готов делиться этим опытом с Украиной.
Синергия взаимодействия между упомянутыми актерами позволит своевременно идентифицировать и блокировать опасный контент, обеспечивая баланс между защитой приватности и потребностями общественной безопасности.
Кроме коронавирусной тематики, мы заинтересованы в серьезных диалогах по выработке стратегии информационной политики в отношении жителей прифронтовых регионов и временно неподконтрольных районов Луганской и Донецкой областей, а также временно оккупированного Крыма.
Борьба за души должна продолжаться параллельно с борьбой за землю.
Последний год мне приходится часто слышать в институтах ЕС такое слово, как устойчивость (resilience), которое является определяющим для обеспечения развития общества.
Достойным ответом на любые внешние информационные угрозы как раз и должна стать информационная устойчивость.