Москва — Два года назад в отсутствие каких-либо проблем со здоровьем российский оппозиционный активист Петр Верзилов внезапно тяжело заболел и впал в кому — довольно распространенная ситуация среди оппонентов Кремля. У Верзилова, который известен своими антиправительственными перфомансами, были те же загадочные симптомы, которые внезапно появились у Алексея Навального, самого известного в России оппозиционного политика, в четверг, 20 августа, когда он летел из Томска в Москву.
«Я был в точно таком же состоянии», — рассказал Верзилов в четверг, 20 августа, в интервью независимому телеканалу «Дождь», комментируя свою длительную болезнь. Верзилов провел некоторое время на аппарате искусственного дыхания, а затем улетел в Германию на лечение. Хотя врачи не нашли следов яда, по словам Верзилова, он убежден, что причиной его болезни стал именно яд, и что за его отравлением стоял Кремль.
Хотя это напоминает скорее эпоху средневековых интриг, яд был предпочтительным оружием российских служб безопасности более 100 лет. Критики Кремля и независимые аналитики говорят, что это оружие до сих пор применяется. Хотя в других странах, таких как Соединенные Штаты и Израиль, действуют программы санкционированной точечной ликвидации, они распространяются исключительно на антитеррористические операции. Между тем российское руководство обвиняют в применении яда против целого ряда его оппонентов как внутри России, так и за ее пределами.
В Советском Союзе была секретная лаборатория, где изучались яды, не имеющие вкуса и не оставляющие следов. По словам перебежчиков из числа агентов служб безопасности, испытания тех ядов проводились на заключенных ГУЛАГа.
После целой серии убийств и покушений на диссидентов, журналистов, перебежчиков и оппозиционных лидеров, которые произошли в России и за ее пределами за последние 20 лет, исследователи пришли к выводу, что постсоветское правительство этой страны выбрало яды в качестве своего предпочтительного оружия.
В списке веществ, которые российское правительство предположительно применяло против своих оппонентов, оказались радиоактивный полоний-210, тяжелые металлы, гельземиум (редкое ядовитое растение, растущее в Гималайях), а также вещество нервно-паралитического действия «Новичок».
Для того чтобы подсыпать яд в еду или в стакан с чаем (сообщается, что в аэропорту Навальный выпил чай, после чего ему стало плохо в самолете), не нужно никакой специальной подготовки. Об этом в ходе телефонного интервью в четверг рассказал Геннадий Гудков, бывший оппозиционный член российского парламента, ранее служивший в КГБ.
«Это легко, и замести следы тоже легко, — сказал он. — Любой может использовать яд». По его словам, яды могут убить человека или же вызвать длительную и тяжелую болезнь, которая лишит его трудоспособности.
Бывший прозападный президент Украины Виктор Ющенко, к примеру, остался с обезображенным лицом после того, как его отравили промышленным диоксином, — скорее всего, яд попал в организм Ющенко вместе с вареными раками. Сам он заявил, что его отравили российские агенты.
Кремль много лет считает Навального своим врагом из-за его антикоррупционных расследований в отношении чиновников. Навального запугивали и много раз сажали в тюрьму, но лишь на короткое время.
В четверг, 20 августа, самолет, в котором летел Навальный, совершил экстренную посадку, и оппозиционера сразу же отвезли в больницу. Пока врачи не назвали причину его внезапной болезни.
Если Навального отравили непосредственно перед вылетом или по время полета, то это уже не первый раз, когда на оппозиционера совершается покушение в контролируемых условиях коммерческого самолета в России.
В 2015 году оппозиционный активист Владимир Кара-Мурза, находившийся в Москве, впал в кому на целую неделю. Позже он рассказал, что, по его мнению, яд попал в его организм вместе с едой, когда он летел на самолете компании «Аэрофлот».
Тогда у него развился отек мозга и отказ почек. Его супруга Евгения рассказала, что его руки и ноги посинели — это была жуткая реакция на яд. По словам Кара-Мурзы, второй раз его пытались отравить в 2017 году, когда он ездил по России с фильмом о российском политике Борисе Немцове, которого в 2015 году застрелили недалеко от стен Кремля в Москве.
В 2004 году оппозиционную журналистку Анну Политковскую тоже пытались отравить, когда она летела внутренним рейсом российской авиакомпании «Карат». По ее словам, она выпила отравленный чай. Тогда ей удалось выжить, но два года спустя ее убили в лифте собственного дома.
Сейчас появились такие токсины, которые вызывают смерть даже при простом прикосновении к ним. В 2002 году террорист арабского происхождения Амир ибн аль-Хаттаб скончался в своем укрытии в горах после того, как он вскрыл письмо с нервно-паралитическим отравляющим веществом внутри.
В начале постсоветского периода некоторые токсины из правительственного арсенала применялись в ходе войн российской организованной преступности. К примеру, в 1995 году российский банкир Иван Кивелиди умер, прикоснувшись к смертельному яду. Причина его смерти, возможно, так и осталась бы загадкой, если бы у его секретаря не появились точно такие же симптомы — скорее всего, яд остался на трубке рабочего телефона.