Стремление Белого дома продлить договор СНВ-3 с Россией даст ему возможность наказывать Москву санкциями за враждебные действия, не беспокоясь при этом о провале последнего важного соглашения между двумя странами в области контроля вооружений. 21 января пресс-секретарь Джен Псаки подтвердила сообщения средств массовой информации, официально объявив, что президент Джо Байден постарается продлить на пять лет договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3, срок действия которого истекает 5 февраля.
В ходе предвыборной кампании Байден выражал стремление продлить действие этого договора по контролю ядерных вооружений, но до настоящего времени не называл точные сроки продления. Некоторые его советники призывали продлить СНВ-3 на меньший срок, дабы заставить Кремль быстрее согласиться на продление и провести переговоры.
Многие российские официальные лица уже высказались за продление соглашения на пять лет, поставив это в зависимость от деталей американского предложения. Благодаря этому споров по договору должно быть меньше, и процесс продления должен быть относительно простым и ясным.
Бывший президент США Дональд Трамп вывел свою страну из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и из Соглашения об открытом небе, сославшись на неоднократные нарушения Москвой их положений. Его администрация также весьма скептически относилась к СНВ-3, утверждая, что к нему должен подключиться Китай, и что он позволил России укрепить свои ядерные силы в тех областях, на которые действие договора не распространяется. Правда, в прошлом году Белый дом попытался добиться его продления на небольшой срок, но безуспешно.
Дав согласие продлить двустороннее соглашение в области контроля ядерных вооружений, Вашингтон одновременно будет оказывать сопротивление противоправным, как он считает, действиям Москвы во многих других областях. Администрация Байдена готовится ввести против России неназванные санкции, ожидая разведывательных оценок о предполагаемом вмешательстве Кремля в выборы 2020 года, о покушении на убийство лидера оппозиции Алексея Навального, о причастности к кибератаке на компанию SolarWinds и о награде за убийство американских солдат в Афганистане.
В служебной записке от 21 января Госдепартамент США предупреждает работающих за рубежом дипломатов, что отношения Вашингтона с Москвой «скорее всего, останутся сложными», и что администрация Байдена во взаимодействии с союзниками будет «привлекать Россию к ответственности за ее авантюрные и агрессивные действия».
Во время слушаний по утверждению в должности выдвинутый Байденом на пост госсекретаря Энтони Блинкен призвал агрессивно отвечать на российские действия. Еще до прихода новой администрации к власти советник по национальной безопасности Джек Салливан написал в Твиттере: «Исполнителей этого вопиющего покушения на жизнь [Навального] необходимо призвать к ответу».
В декабре будущий руководитель аппарата Белого дома Рон Клайн (Ron Klain) также сказал, что в ответ на российскую причастность к кибератакам на SolarWinds Байден не ограничится «одними только санкциями».
Но продление СНВ-3 не приведет к большой оттепели в напряженных и требующих пристального внимания отношениях Белого дома с Кремлем, поскольку между двумя сторонами существует множество политических и личных споров и разногласий. Официальные лица говорят, что Байден исключает «перезагрузку» в двусторонних отношениях, и что его команда видит в России врага, несмотря на незначительные возможности для сотрудничества. Если не считать конкретные обвинения, по которым Байден попросил составить разведывательные оценки, у Вашингтона и Москвы диаметрально противоположные взгляды по целому ряду политических направлений, включая конфликты из-за Белоруссии, Сирии и Украины, а также проект строительства газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию (и энергетическая политика в целом) и проблемы прав человека. Эти противоречия сохранятся, даже если сторонам удастся разрешить некоторые спорные вопросы. А конгресс может усилить напряженность, вводя собственные суровые санкции и прочие карательные меры. В результате администрации Байдена придется тратить на Россию больше политического и дипломатического капитала, хотя она хочет сосредоточиться на других областях внешней политики, и в частности, сдержать усиление Китая и его превращение в мировую державу.
Во время предвыборной кампании Байден неоднократно обещал давать отпор российскому президенту Владимиру Путину и называл Россию «величайшей угрозой для Америки».
Многие назначенцы Байдена, выдвинутые на ключевые должности в органах национальной безопасности и в дипломатии, ранее занимали посты, на которых им часто приходилось вступать в конфликт с российскими коллегами. Выдвинутая на должность заместителя госсекретаря по политическим делам Виктория Нуланд, например, была главным американским представителем во время кризиса на Украине в 2013-2014 годах. В это время она неуклонно поддерживала Киев и критиковала Москву.
20 января кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал, что улучшение в напряженных российско-американских отношениях «будет зависеть от Байдена и его команды».