Вена? Может быть. Рейкьявик? Не исключено. Хельсинки? Ну…
Пока президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин готовятся к возможной личной встрече, их помощники пытаются окончательно определиться с лучшим местом для, вероятно, весьма напряженного мероприятия. Уже есть предложения от нескольких стран, горящих желанием организовать встречу. Но, как выясняется, идеальных вариантов мало — по самым разным причинам, от недавних войн до феерического выступления одного бывшего президента США.
«Такая встреча требует большой подготовки, она должна быть тщательно срежиссирована, — говорит Джулия Фридлендер (Julia Friedlander), бывший сотрудник Совета национальной безопасности Белого дома. — Если цель администрации Байдена заключается в том, чтобы убедиться, что Россия осознает фундаментальное неодобрение ее поведение со стороны США, организаторы должны подумать, как каждый аспект этой встречи, включая место ее проведения, будет выглядеть с точки зрения истории».
Проведение такой встречи — повод похвастаться, ведь к избранной стране по крайней мере на 24 часа будет приковано внимание всего мира.
Во вторник Байден сказал, что «надеется и ожидает» встречи с Путиным, когда в середине июня отправится в Европу, чтобы пообщаться с лидерами НАТО, G7 и ЕС. Путина на этих мероприятиях не будет, но, как замечают аналитики и бывшие американские чиновники, было бы логично, если бы Байден встретился с Путиным как раз в тот момент, когда будет недалеко от него.
Представитель Белого дома в среду отказался говорить больше, чем уже сказал сам Байден. Сотрудник российского посольства в Вашингтоне сослался на комментарий представителя Кремля в конце прошлого месяца, который отметил, что Россия формально еще не согласилась на встречу.
Как сообщают СМИ, ряд европейских правительств уже предложили провести встречу в лучших городах своих государств. Среди них — три страны, привычные к подобным событиям: Швейцария, Финляндия и Австрия. Эти три страны считаются в широком смысле «нейтральными» — ни одна из них не входит в военный альянс НАТО, чей рост Владимир Путин воспринимает как угрозу России и ее сферам влияния.
Бывшие чиновники из США и аналитики призывают, однако, не списывать со счетов и «темных лошадок», например, столицу Исландии Рейкьявик, столицу Чехии Прагу, столицу Словении Любляну или — а вдруг! — столицу Азербайджана Баку.
На той встрече Трамп полностью соответствовал своей репутации человека, изо всех сил стремящегося угодить Путину. Он, казалось, согласился с Путиным, когда тот отрицал вмешательство в американские выборы в 2016 году. Позже Трамп пытался отречься от своих комментариев, но уже возникла огромная ответная реакция, причем со стороны обеих партий.
Пожалуй, поездка в Хельсинки могла бы дать Байдену возможность исправить ошибки Трампа. Однако некоторые бывшие американские чиновники и аналитики считают, что аналогии с Трампом повлияют на восприятие и просто затмят суть того, чего Байден и Путин надеются достичь в ходе встречи.
Этим двоим есть что обсудить — от войны на Украине до борьбы с изменениями климата. Отношения России и США не в лучшем состоянии, и в последние месяцы Москва и Вашингтон обменялись рядом карательных мер.
Белый дом принял пакет санкций против российских чиновников и выслал несколько российских дипломатов. Кремль ответил выдворением американских дипломатов и жестко ограничил численность сотрудников посольства США в Москве. Ранее Байден согласился, что Путина можно назвать убийцей. Путин в ответ зловеще пожелал Байдену «крепкого здоровья».
Тем не менее в телефонном разговоре в прошлом месяце Байден предложил Путину встретиться, намекая, что убежден: с такой мировой державой, как Россия, лучше поддерживать прочные связи, особенно во времена, когда столько международных угроз требуют сотрудничества. Эти угрозы включают и пандемию коронавируса. Ее активность в странах, претендующих на то, чтобы организовать встречу двух президентов, может стать еще одним определяющим фактором выбора места.
Некоторые чиновники в США и сторонние аналитики утверждают, что потенциальным местом проведения встречи может считаться Исландия. Добраться туда несколько сложнее, чем до других стран — кандидаток. Кроме того, Исландия — давний член НАТО, и это тоже усложняет дело. Вдобавок сейчас в непосредственной близости от Рейкьявика извергает лаву вулкан.
Но Исландия не впервые принимает такое мероприятие. В 1986 году в Рейкьявике состоялась знаменитая встреча советского лидера Михаила Горбачева и американского президента Рональда Рейгана. Они приблизились к заключению крупного соглашения по контролю над ядерными вооружениями, что позже стало считаться ключевым моментом последних лет холодной войны.
Баку стал бы чем-то вроде настоящей экспедиции, особенно для американской стороны. У Азербайджана прочные отношения и с Вашингтоном, и с Москвой, но это был бы весьма нестандартный выбор, так что шансы, что Байден туда поедет, невелики. Одна из причин — короткая война Азербайджана и Армении за Нагорный Карабах в прошлом году.
Скорее всего, визит Байдена в Баку оскорбил бы Армению, а также американцев армянского происхождения. А ведь недавно Байден пошел навстречу многим в этом сообществе, официально признав геноцид армян в начале XX века.
Словения в 2001 году уже проводила встречу американского президента Джорджа Буша и российского Владимира Путина, который тогда был в России относительно новым лидером. Буш и Путин встречались несколько раз, в том числе в Словакии. В 2017 году Словения предлагала себя в качестве места встречи Путина и Трампа, ссылаясь на то, что жена Трампа Мелания родилась в Словении.
Сейчас страна может сделать еще одну попытку, но с оговоркой: в 2004 году Словения стала членом НАТО, что снижает ее позиции в списке россиян. Хотя в 2017 году Путин, похоже, ничего не имел против — он только приветствовал предложение словенцев организовать встречу для них с Трампом.
Один американский чиновник, который хорошо разбирается в отношениях с Россией, утверждает, что Путина гораздо меньше, чем американцев или европейцев, заботит, куда ему ехать или не ехать. «Но он обожает скандалы и с удовольствием наблюдает, как США и Европейский союз тревожатся по поводу его визита на их территорию», — добавил чиновник.
Другие специалисты, внимательно наблюдающие за Россией, говорят, что дело намного сложнее, чем просто догадки, поедет ли Путин в то или иное место. По словам одного аналитика из Вашингтона, надо учитывать историю отношений Путина с каждой отдельной страной, а не только то, входит ли эта страна в НАТО.
В 2010 году Прага стала местом встречи Барака Обамы и тогдашнего президента России Дмитрия Медведева (который тем не менее действовал в тени Путина). На той встрече Обама и Медведев подписали новый договор по СНВ.
Но в середине апреля Чешская Республика выслала десятки российских дипломатов, обнаружив новые свидетельства того, что именно Россия стояла за взрывом на чешском складе боеприпасов в 2014 году, убившем по крайней мере двух человек.
Россия приняла ответные меры, в том числе, как сообщается, поместила Чехию в список «недружественных стран». По данным ряда российских СМИ, в список также входят Соединенные Штаты и некоторые страны — соседки России, такие как Латвия и Эстония.
Дэниел Фрид (Daniel Fried), отставной офицер внешнеполитической службы США, среди чьих многочисленных заграничных командировок была и работа на должности посла в Польше, утверждает, что действия России от вторжений до кибератак, похоже, ограничили дипломатическое пространство для маневров Москвы — или для встреч.
«Они продолжают нападать и выводить всех из себя, — сказал Фрид. — Я бы предпочел решать наши проблемы, а не проблемы Путина».