CNN (США): какой из миллиардеров побеждает в космической гонке? Как посмотреть…

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У созданных этими тремя миллиардерами космических компаний несколько разные цели и взгляды на то, как их достичь. Но одна цель общая: чтобы частный сектор мог доставлять спутники, людей и грузы в космос дешевле и быстрее, чем раньше. Однако следует учитывать их эксцентричные личные качества и эгоизм.

Нью-Йорк — Совокупный собственный капитал Джеффа Безоса (Jeff Bezos), Илона Маска (Elon Musk) и Ричарда Брэнсона (Richard Branson) составляет 400 миллиардов долларов, это примерно равно ВВП всей Ирландии. И эти трое решили потратить крупные суммы на достижение своей мечты о космических путешествиях. Они положили начало современной космической гонке, в которой не страны, а сверхбогатые люди стремятся к звездам.

У созданных этими тремя миллиардерами космических компаний разные цели и различные взгляды на то, как их достичь. Однако соперничество между Брэнсоном, Маском и Безосом ни разу не было настолько напряженным, насколько в этом месяце, когда Брэнсон объявил, что совершит суборбитальный полет всего за несколько дней до того, как Безос заберется в свою ракету.

Полет Брэнсона без проблем прошел в воскресенье, в то время как Безос планирует свой на 20 июля.

Но кто из миллиардеров по-настоящему побеждает в так называемой космической гонке? Всё зависит от того, с какой позиции смотреть.

Вкратце о видах на будущее

Пресса назвала Безоса, Брэнсона и Маска космическими баронами из-за их сходств. Все трое построили свои состояния в других индустриях прежде, чем обратить внимание на космическую отрасль: Маск — онлайн-платежи и электромобили, Безос — Amazon, Брэнсон — империя предприятий под брендом Virgin. Все они создали свои компании с промежутком всего в несколько лет, став самыми узнаваемыми лицами космической гонки XXI века, в которой соревнуются титаны частной индустрии, а не правительства Запада и Востока, как в прошлом веке.

Однако они определенно не единственные игроки, и космическими баронами пробудут, возможно, недолго. В Соединенных Штатах существуют сотни космических стартапов, а мир сосредоточен на всём, начиная со спутниковых технологий и заканчивая орбитальными отелями. SpaceX, Blue Origin и Virgin также получили значительную пользу от партнерства с НАСА и вооруженными силами США, все три компании продолжают соревноваться (и иногда сотрудничать) с ранними аэрокосмическими компаниями, такими как Boeing, Northrop Grumman и United Launch Alliance.

Илон Маск

Когда речь идет о гонке, поклонники космической темы первыми называют в качестве лидера SpaceX. Компания Маска, созданная в 2002 году, построила ракеты, способные выводить на орбиту Земли спутники и другие грузы (для такого путешествия нужно развивать скорость выше 17 тысяч миль в час) и создала целую сеть из 1,5 тысяч интернет-спутников. SpaceX разобралась, как приземлять и повторно использовать большую часть своего оборудования после полета. Кроме того, она выигрывала масштабные контракты с НАСА и вооруженными силами США.

SpaceX создала и запустила самую мощную действующую ракету (и провела синхронизированную посадку её ускорителей), и разработала космический корабль, успешно доставивший астронавтов на Международную космическую станцию. Сейчас SpaceX работает над созданием космического корабля, который доставит человека на Луну и Марс.

Между тем ни компании Брэнсона, ни компании Безоса не удалось доставить астронавтов на орбиту. Их компании, собственно говоря, только поскребли границу космоса.

На своем пути SpaceX построила ревностную базу сторонников, защищающих каждый её шаг. Нельзя отрицать, что SpaceX часто становилась пионером в коммерческой космической отрасли: она бил рекорды, входила в историю и совершала вещи, которые профессионалы отрасли считали невозможными. Компании приписывают единоличную революцию в ракетной индустрии, которую за несколько десятилетий до появления SpaceX считали весьма застойной и несколько неинтересной.

Однако сам Маск в космосе не побывал и не говорил, когда это сделает и станет ли он вообще в ближайшее время брать на себя этот риск. Самым знаменитым его высказыванием на эту тему является то, что он «хотел бы умереть на Марсе, но только не от удара».

Маск, второй богатейший человек в мире, критиковал своих соперников за попытки получить прибыль. Напротив, заявленная цель SpaceX — «сделать жизнь мультипланетной». Понимайте это, как хотите.

Джефф Безос

Один миллиардер сделал нежелание спешить с производством ракет частью своего бренда, и этот миллиардер — Безос. Он основал Blue Origin в 2000 году, спустя шесть лет после Amazon, и дал ей слоган «gradatim ferociter», латинскую фразу, которая переводится как «свирепо шаг за шагом». Талисман компании — черепаха, это дань почтения басне о черепахе и зайце, которая сделала пословицу «тише едешь, дальше будешь» отличительной чертой детства.

«Наш талисман — черепаха, потому что мы верим, что медленно — значит спокойно, а спокойно — значит быстро», — говорил Безос. Это можно рассматривать как попытку превратить Blue Origin в антипода SpaceX, которая, как известно, предпочитает действовать быстро методом проб и ошибок, отказываясь от медленных и тщательных процессов разработки.

Годами компания работала практически в условиях полной секретности. Но сейчас её цели почти ясны: Безос, самый богатый человек в мире, хочет в конечном итоге отправить людей жить и работать во вращающиеся орбитальные космические колонии, чтобы продлить жизнь человечества после того, как Земля достигнет далекого теоретического кризиса нехватки энергии. Безос основал Blue Origin, чтобы разработать более дешевые технологии создания ракет и космических кораблей, которые понадобятся для создания такой внеземной колонии. Компания также сообщала о планах создать лунный посадочный аппарат и сотрудничать с НАСА и другими в создании лунной базы.

New Shepard, полностью автономная многоразовая суборбитальная ракета компании Blue Origin, задумывалась как первый шаг к созданию технологии для посадки на Луну, она должна была показать компании, как безопасно посадить маленький космический корабль на Луну. Однако компания также делает ставку на использование New Shepard для суборбитального туризма, билеты можно будет продавать богатым искателям острых ощущений. Эта идея и лежала в центре последнего новостного цикла. Безос и ещё трое человек станут первыми туристами, которые совершат первый высокоскоростной полет продолжительностью в 11 минут на борту корабля New Shepard.

Однако между тем Blue Origin продолжает работать и над более амбициозными технологиями. Компания рассказала о планах создать огромную орбитальную ракету New Glenn. Кроме того, она продает двигатели для New Glenn аэрокосмической компании United Launch Alliance, которая является совместным предприятием Lockheed Martin и Boeing. Компания также представила концепцию лунного посадочного аппарата Blue Moon.

Однако SpaceX обошла Blue Origin в гонке за несколько прибыльных государственных контрактов, направленных на помощь в финансировании подобных проектов, речь в том числе идет и о контракте с НАСА на лунный посадочный аппарат, который Blue Origin сейчас оспаривает.

Amazon независимо объявил о планах создать сеть интернет-спутников, вроде Starlink от SpaceX. Несмотря на то что Starlink на самом деле опирается на идеи, воплотить которые впервые попытались в 90-ых годах, Маск часто обвиняет Безоса в «подражании».

Маск и Безос сталкивались и в других вопросах: Маск пошутил о «голубых шарах» Blue Moon Безоса; постоянный спор о том, кто первым придумал, как сажать ракетные ускорители, и ссора на тему того, пригоден ли Марс для жизни.

Ричард Брэнсон

В последнее время, однако, основное внимание привлекает соперничество между Брэнсоном и Безосом.

Virgin Galactic Брэнсона была основана с тем же бизнес-планом, что и у Blue Origin в отношении New Shepard: доставлять оплативших билет клиентов к границе космоса. Технология Virgin Galactic заметно отличается (используется крылатый орбитальный самолет с ракетным двигателем, а не запускаемые вертикально ракеты и капсулы), но краткосрочная цель у них почти одинакова.

Брэнсон запустил волну слухов, что Virgin Galactic запланировала свои технические полеты, чтобы доставить Брэнсона в космос раньше намеченного на 20 июля полета Безоса.

Хотя Брэнсон давно стремился стать первым космическим бароном, посетившим космос, Virgin Galactic столкнулась с несколькими крупными препятствиями, на годы отложившими эти планы. В 2014 году в трагическом инциденте во время тестового полета SpaceShipTwo погиб второй пилот. Кроме того, пришлось устранять целую серию технических трудностей перед тем, как компания оказалась готова создать космический аппарат, который был бы достаточно безопасен для полета Брэнсона.

Однако в соперничестве Брэнсона и Безоса первый может кое-чем похвастаться: Virgin Galactic уже превращала людей в астронавтов. Поскольку для полета требуется два пилота, а во время тестовых полетов некоторые сотрудники компании выступали в качестве членов экипажа, то Virgin Galactic уже сделала астронавтами восемь человек: четверых пилотов, Брэнсона и группу сотрудников компании, участвовавших в полетах в качестве членов экипажа. В то же время полеты Blue Origin пока никого астронавтом не сделали.

Не говоря уже о том, что Брэнсон сумел вывести ракету на орбиту, а для этого, повторимся, нужна намного более высокая скорость и мощность ракеты, чем для суборбитальных полетов.

Virgin Orbit Брэнсона, отделившаяся от Virgin Galactic в 2017 году, отправила первую серию спутников на орбиту в январе. Ракета LauncherOne от Virgin Orbit, использующая для подъема Boeing 747, не сравнится по мощности с Falcon 9 Маска и запланированной New Glenn Безоса. Несмотря на это она считается лидером гонки в нише разработки специальных ракет для доставки в космос маленьких спутников, поскольку их популярность резко выросла.

У Virgin Galactic также есть несколько смелых долгосрочных идей, в том числе создание суборбитального сверхзвукового самолета, на котором люди смогут путешествовать между городами на головокружительной скорости.

Подведем итог: у всех троих миллиардеров похожие, но различающийся внеземные устремления; цель в том, чтобы частный сектор мог доставлять спутники, людей и грузы в космос дешевле и быстрее, чем это было возможно в прошлом. Однако гонка, насколько её можно так назвать, может быть также связана с эксцентричными личными качествами и эгоизмом некоторых из богатейших людей мира.

Обсудить
Рекомендуем