Политика (Сербия): строительство Транссибирской магистрали началось 130 лет назад

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Строительство самой протяженной железнодорожной магистрали в мире началось 130 лет назад, в 1891 году, и продолжалось по 1904 год. Гордость, решительность и вера в силы своей страны способствовали тому, что в тяжелых климатических и логистических условиях Транссиб все-таки был построен благодаря собственным российским знаниям и средствам.

Строительство Транссибирской железной дороги, самой протяженной железнодорожной магистрали в мире, чья протяженность составляет 9438 километров, продолжалось с 1891 по 1904 год. Эта дорога связала тогда ненаселенные и негостеприимные места с конечной железнодорожной станцией на Тихоокеанском побережье — портом Находка. Первые железные дороги начали строить в царской России с 1837 года (Санкт-Петербург — Красное Село) и с 1837 по 1856 (Санкт-Петербург — Москва). Тогда же началось строительство железнодорожных путей в Западной Европе.

Сильные капиталистические страны, среди которых особо выделялась Англия, сомневались в индустриальной мощи России, особенно в ее машиностроении и черной металлургии, и поэтому также сомневались в том, сумеет ли эта страна с технической и технологической точки зрения, за счет собственных материалов (рельсов, например) выстроить трассу длинной почти девять с половиной тысяч километров. В одной известной английской компании даже утверждали, что русские не смогут на своих металлургических заводах произвести и пятую часть от необходимого количества рельсов удовлетворительного качества. Царь Александр Третий лично следил за всем циклом (проектирование, подготовка и строительство) и ходом работ на строительстве магистрали. Зная, что кое-кто из представителей английской власти злорадствуют по поводу строящейся Транссибирской железной дороги, царь приходил в бешенство каждый раз, когда в иностранной прессе читал насмешливые и пренебрежительные отзывы об экономической, индустриальной и кадровой мощи России и ее способности успешно завершить этот грандиозный проект.

Гордость, императорское достоинство, а также решительность, энергичность и вера в силы своей страны способствовали тому, что в тяжелых климатических, логистических и других условиях Транссибирская железная дорога все-таки была построена благодаря собственным российским знаниям и средствам. Правда, как назло, во время завершения прокладки путей не хватило рельсов примерно на шесть километров. Их импортировали из Англии, что породило массу тенденциозных и злорадных комментариев в крупнейших газетах этого островного государства.

Внимание привлекает и еще один интересный факт, который касается сербов, ведущих инженеров-проектировщиков Транссибирской железной дороги. Их было несколько, но больше всего данных о Йоване Мариче, сербе из Боснии. Впоследствии этот инженер проектировал железнодорожную ветку Нанкин — Пекин. Он осел в Пекине вместе с семьей, которая со временем полностью «погрузилась» в новую среду, однако некоторые ее члены не забыли свое сербское происхождение.

После 1918 года был построен еще один отрезок Транссибирской железной дороги, что увеличило пропускную способность и эффективность магистрали. На ней находятся 97 станций, которые в среднем удалены друг от друга чуть более чем на сто километров. Трасса электрофицирована на участке в 5 610 километров, то есть от Москвы до Байкала.

Согласно расписанию, которое до распада Советского Союза строго соблюдалось, время в пути по Транссибирской железной дороге занимает восемь дней, четыре часа и 25 минут. Эта магистраль сыграла неоценимую роль во Второй мировой войне, когда по ней эвакуировали многие индустриальные комплексы для военных и гражданских нужд, а также шедевры русской культуры.

Транссибирская железная дорога способствовала также тому, что с 1941 по 1944 год на территории Советского Союза вдоль нее (вблизи и на значительных расстояниях от нее) были построены новые промышленные предприятия, города и другие объекты, которые имели огромное экономическое значение для СССР в те годы.

Строительство Транссибирской железной дороги считалось императивом. Эта магистраль превратилась в основу экономики, так как связала воедино месторождения полезных ископаемых, водные, лесные и другие природные ресурсы Сибири.

Неразвитая железнодорожная сеть России тормозила индустриализацию этой крупнейшей страны в мире, что неминуемо выливалось в отставание России от стран Западной Европы и Северной Америки. Известно, что к 1918 году в царской России было построено чуть более 60 тысяч километров железнодорожных путей, тогда как в Западной Европе их протяженность достигала 130 тысяч километров, а в Северной Америке (США) — 180 тысяч. Эти данные дают ясное представление о железнодорожном сообщении в России. Благодаря ускоренному строительству с 1918 по 1956 год общая протяженность железнодорожных путей, не считая промышленные, увеличилась до 175 тысяч километров.

 

Обсудить
Рекомендуем