На единственный российский авианосец навалились все более сложные и дорогостоящие поломки, и судьба корабля висит на волоске.
«Адмирал Кузнецов», по советской классификации «тяжелый авианесущий крейсер», планировался в 1980-х годах для принципиально иных задач, чем его американские аналоги. «Кузнецов» задумывался как гибрид тяжелого ракетного крейсера и специализированного авианосца. Предполагалось, что он будет нести ряд самолетов с неподвижным крылом и одновременно выступит мощной боевой платформой против американских авианосных боевых групп со своими противокорабельными крылатыми ракетами залпового огня П-700 «Гранит» (так в тексте — прим. ред.).
«Кузнецов» вошел в состав флота в 1991 году, но полной эксплуатационной пригодности достиг лишь к середине 1990-х. Несмотря на ряд проблем, связанных в той или иной степени с ошибками экипажа, в середине 2010-х годов он нес службу в основном без происшествий. Многочисленные проблемы «Кузнецова» Запад увидел лишь в ходе сирийской кампании 2016 года, когда с промежутком менее трех недель разбились два истребителя.
В конце 2017 года министерство обороны России подписало контракт на переоборудование и модернизацию Кузнецова, но эти планы пошли прахом уже в следующем году, когда рухнувший семидесятитонный кран пробил корпус корабля и утопил сухой док ПД-50. Было подсчитано, что только ремонт корпуса обойдется в один миллиард долларов — и это без учета глубокого ремонта и модернизации, чья необходимость давно назрела. Следует упомянуть и сам ПД-50, получил в ходе аварии, как сообщается, катастрофические повреждения. После несчастного случая в сухом доке у военных было несколько вариантов — но все небыстрые и недешевые. Москва изначально объявила о своем намерении вернуть в строй ПД-50, невзирая на колоссальные затраты, но, как сообщается, этим попыткам мешает коррупция на местах и грубейшая бесхозяйственность в промышленности.
Уже этих событий хватит с лихвой, чтобы объявить «Адмирала Кузнецова» едва ли не самым неудачливым авианосцем в мире. Но затем дело приняло и вовсе водевильный оборот: «Кузнецов» загорелся. В декабре 2019 года на борту корабля возник пожар: в ходе дежурных сварочных работ взорвался силовой кабель. В результате пожара и отравления дымом пострадали 14 человек, еще двое погибли. Хотя оценки различаются, большинство источников сходятся в том, что пожар нанес ущерб на сумму более одного миллиарда долларов. Пожар 2019 года еще сильнее усугубил сомнения в целесообразности затрат на сомнительные преимущества ремонта, обслуживания и переоборудования авианосца. Объем работ, что предстоит проделать над «Кузнецовым», настолько велик, что в долгосрочной перспективе может оказаться гораздо рентабельнее просто купить новый. К тому же все больше российских военных экспертов задается вопросом: а нужен ли России вообще авианосец?
Может показаться, что под грузом непрекращающихся аварий и неудач «Адмиралу Кузнецову» прямая дорога на свалку, но у Кремля, судя по всему, другие планы. Российские чиновники уверяют, что «Кузнецов» вернется в строй к первой половине 2023 года — с модернизированной электроникой, конструктивными новшествами и улучшенной палубной посадкой, а также новым комплектом вооружения. Похоже, военное и гражданское руководство России решило, что «Адмирал Кузнецов» слишком велик, чтобы просто списать его в утиль — и готово пойти на огромные траты, лишь бы обеспечить выживание корабля в ближайшие десятилетия.