Капитан Дмитрий Лобусов попыхивает трубкой. Раздается гудок: значит, ледокол скоро прибудет на место.
Спустя полчаса 160-метровый оранжево-черный атомный ледокол «50 лет Победы» приближается к Северному полюсу.
Вскоре пассажиры выходят на ледяную равнину. Среди них есть группа российских школьников, которые выиграли это путешествие в конкурсе.
Бросить якорь невозможно из-за большой глубины — да здесь для этого и нет необходимости, ведь судно окружено льдами. Правда, лед все же понемногу движется вместе с морским течением, и группу относит все дальше.
Путь в 2,4 тысячи километров от Мурманска до Северного полюса длился три с половиной дня.
Несмотря на то, что мощность ядерного реактора составляет 75 тысяч лошадиных сил, а судно может справиться со льдом толщиной больше двух метров, добраться до Северного полюса можно только летом.
Морской лед слабее и тоньше, чем раньше
Дмитрий Лобусов, посвятивший северным морям большую часть своей карьеры — три десятилетия — заметил, что экология севера изменилась.
«В 1990-е годы и в начале 2000-х лед был гораздо прочнее и толще. Было много многолетнего льда, который сейчас редко встретишь», — рассказывает 57-летний «морской волк».
По мнению Лобусова, чем лед старше, тем он крепче. За много лет содержание соли в нем снижается.
Сейчас лед Северного Ледовитого океана тает после образования быстрее чем за год. Согласно Росгидромету, ледяной покров Северного Ледовитого океана в пять-семь раз тоньше, чем в 1980-е годы, летом лед тает все активнее.
Пока льда все же достаточно, и поэтому Россия уделяет особое внимание своему ледокольному флоту, который считается в мире уникальным.
Кроме пяти уже эксплуатируемых ледоколов в следующие пять лет планируется построить еще четыре. Сообщается, что каждый из них стоит более 340 миллионов евро.
«За Северным полярным кругом находится треть территории нашей страны. Наши предки были покорителями ледяных просторов. Мы успешно продолжаем эту традицию», — с гордостью рассказывает капитан Дмитрий Лобусов.
«Нефть и газ на сотни лет»
На север Россию манят в первую очередь природные богатства и возможности Северного морского пути. Стратегическое значение региона в политике безопасности тоже возросло.
Россия неожиданно вспомнила о возможностях Северного морского пути прошлой весной, когда контейнеровоз Ever Given на несколько дней заблокировал в Египте Суэцкий канал, международную грузовую артерию.
Пока по Северному морскому пути нельзя пройти без помощи ледоколов, хотя в летние месяцы на некоторых специально оборудованных судах это уже возможно.
Если к концу нынешнего десятилетия судоходство станет круглогодичным, к 2035 году объем груза может вырасти с 33 миллионов тонн, как было в прошлом году, до 160 миллионов тонн.
Эти показатели все равно будут еще очень далеки от объема грузов, проходящих по Суэцкому каналу.
У таких крупных государственных гигантов, как «Газпром», «Роснефть» и «Норильск Никель», уже имеются масштабные проекты по использованию нефтяных, газовых и минеральных запасов арктического региона.
Вице-премьер Александр Новак считает, что возможности в этой сфере невероятные.
«Если говорить не о запасах, а о ресурсах только в акватории Арктики… то мы имеем порядка 15 миллиардов тонн нефти и порядка 100 триллионов кубических метров газа, то есть это на десятки, сотни лет, если вдруг понадобится использовать», — сказал Новак в сентябре.
«Белые медведи — хозяева, мы — лишь гости»
Растущее потребление нефти и газа — не только возможность, но и риск.
Экология севера очень уязвима. К тому же изменение климата, вызванное использованием ископаемого топлива, активно проявляется именно на северных территориях — к примеру, в России.
Президент Владимир Путин уже дал правительству поручение найти способы сократить выбросы углекислого газа до уровня, установленного ЕС на 2050 год.
Правда, неясно, как этот план будет сочетаться с растущей разведкой и добычей нефти и газа. Бушевавшие в этом году в Сибири лесные пожары Путин назвал беспрецедентной катастрофой.
Экипаж ледокола «50 лет Победы», который уже 59 раз ходил к Северному полюсу, старается бережно относиться к природе, которая здесь находится в непосредственной близости.
Диана Киджи, которую в 27 лет повысили до помощника капитана в преимущественно мужском экипаже, дает команду снизить скорость, чтобы не тревожить грохотом двигателей медведей на льдинах.
«Белые медведи здесь хозяева, это их дом. Мы просто гости», — соглашается капитан Дмитрий Лобусов.