Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По мнению экспертов, Китай повторил ошибки западных стран, сделав слишком рано ставку на возобновляемые источники энергии. Продлится этот энергетический кризис достаточно долго и будет иметь тяжелые последствия и для Китая, и для экономики всего мира. В ЕС подумывают о возвращении производства из Китая назад в Европу.
Последствия глобального энергетического кризиса дают себя знать не только в Европе, но и в Китае — второй экономике мира. Нехватка электроэнергии уже отразилась на китайском экспорте, нарушены международные логистические цепочки, а также производство чипов. Согласно немецкой Die Zeit, в данное время более половины китайских провинций ограничивает потребление электричества.
Энергетический кризис изменил жизнь миллионов китайцев, которые вынуждены сидеть в домах без электричества и не могут зарядить свои мобильные телефоны. В некоторых городах полностью отключался свет, люди застревали в лифтах. Серьезный удар нанесен по китайской экономике: только в индустриальной провинции Гуаньдун осенью этого года от энергетического кризиса пострадало около 150 тысяч предприятий. Менеджеры жалуются, что власти слишком поздно уведомляют их об отключениях электричества, зачастую за несколько часов. Это приводит к регулярным остановкам производства. Производители опасаются за срывы поставок и нарушение всей логистической цепочки, что также приводит к удорожанию продукции.
Немецкий Der Spiegel считает, что Китай стоит на пороге энергетического коллапса ввиду преждевременно взятого курса на развитие «зеленой» энергетики за счет традиционной угольной отрасли. Массовое закрытие угольных шахт повлекло неконтролируемый рост цен на электричество и далее распространилось по всей производственной цепочке. По мнению аналитиков, Китай повторил ошибки западных стран, которые слишком рано сделали ставку на возобновляемые источники энергии (ветряки, солнечные панели) в ущерб традиционным отраслям. Проблемы возникли и на четырех атомных реакторах, построенных с помощью Франции. Кроме того, слишком поспешно был начат переход на газовые электростанции, в то время как цены на газ поднялись до заоблачных высот. В целом, отмечают наблюдатели, энергетический кризис в Китае был во многом «рукотворным» и стал следствием ошибочной политики властей. Несмотря на заявленное обязательство снизить долю углеводородов ниже 20% к 2060 году, Китай вынужден теперь строить десятки новых угольных электростанций.
Представители торговой палаты ЕС в Шанхае подтверждают, что в результате энергетического кризиса были нарушены поставки снабжения производства по системе Just-in-Time (точно в срок), клиенты жалуются на проблемы. В связи с отключениями электричества сократило производство промышленных газов китайское подразделение французской фирмы Air Liquide, что в свою очередь привело к срыву поставок производителям чипов. Многие предприятия используют дизельные электрогенераторы, но это не во всех случаях помогает. Некоторые производители спасаются благодаря накопленным резервам, которых хватает на срок от четырех до восьми недель. Однако это не решает ситуацию в целом, поскольку, согласно экспертам, энергетический кризис продлится достаточно долго.
Энергетический кризис серьезно отразился на ценах. Так, в сентябре этого года цены на энергетическое сырье и промышленные товары выросли более чем на десять процентов. Представительство Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) в Пекине сообщает об удорожании и дефиците сырья. Свою роль сыграла и либерализация цен на электричество в Китае. Власти КНР разрешили повысить на 20% цену электричества, генерируемого на угольных ТЭЦ, чтобы спасти их от закрытия. Цена на уголь с начала года по октябрь выросла почти втрое. В свою очередь, дефицит энергетического угля в Китае вызвал рост цен на алюминий до максимальных значений. С учетом ожиданий по дефициту электроэнергии в Китае, возможно сокращение производства алюминия и рост его стоимости.
Европейские наблюдатели констатируют, что ценообразование в угольной промышленности КНР вышло из-под контроля государства и устремилось вверх по «иррациональной спирали». Государственный совет по развитию и реформам КНР в свою очередь заявил, что примет все меры по снижению цен на уголь, прежде всего путем наращивания его добычи. Планируется вновь ввести в эксплуатацию 153 законсервированные угольные шахты и довести добычу с нынешних 11,6 миллиона тонн угля в день до 12 миллионов. Однако в преддверии отопительного сезона ожидать быстрых результатов вряд ли стоит. Эксперты считают, что предлагаемые государством меры недостаточны и неспособны сдержать стремительный рост цен на уголь и электроэнергию. Власти китайских провинций вынуждены принимать самостоятельные меры по борьбе с энергетическим кризисом — от рационирования электричества до обеспечения предприятий дизельными генераторами.
Многое зависит от того, насколько холодной будет зима, и не обрушатся ли на Китай тайфуны. Китайские банки тем временем делают ставку на дальнейшее повышение цен на уголь и газ, банковские аналитики уверены, что энергетический кризис продлится до конца зимы, а это будет иметь тяжелые последствия не только для Китая, но и глобальной экономики в целом.
В связи с нарушением мировых логистических цепочек европейские экономисты задаются вопросом — не пора ли прекратить размещение производства в Китае и не настало ли время вернуть его в Восточную Европу? При этом стоит учитывать, что стоимость труда в Китае значительно выросла и уже практически не отличается от восточноевропейской. К тому же растущая автоматизация и роботизация производства делает этот фактор менее значительным. Процесс возвращения производства может начаться в ближайшие несколько лет.
И речь идет не только о Восточной Европе. Уже сейчас Германия превращается в одного из крупнейших производителей аккумуляторов в мире, здесь одновременно строятся несколько новых заводов по производству аккумуляторных батарей для электромобилей, в том числе с участием китайских фирм. Главным препятствием для возвращения производства в Европу остается высокая стоимость электроэнергии. К тому же Китай имеет огромное преимущество, располагая самыми большими в мире запасами редкоземельных металлов.
В конечном счете соревнование выиграет тот, кто располагает наибольшими природными ресурсами, а это не самая сильная сторона европейской экономики.