Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мощная вспышка на Солнце может вывести из строя большие фрагменты всемирной сети, предупреждает Dagens Nyheter. Новое исследование показывает, что в зоне риска оказались в первую очередь кабели, проложенные по морскому дну, утверждает специалист по безопасности Интернета.
23 июля 2012 года едва не исчез интернет. Вспышка на солнце привела к выбросу в космос огромного количества заряженных частиц. Никогда еще за последние 150 лет столько подобных частиц не достигало Земли. Их хватило бы, чтобы вывести из строя электросети и электроприборы по всей планете и устроить крупнейшую интернет-аварию в истории.
Это случилось бы, если бы частицы попали на Землю. Нам повезло — вспышка случилась на той стороне Солнца, которая в тот момент была повернута в противоположную от Земли сторону. Но всего пара дней — и мы оказались бы прямо по курсу.
Событие 2012 года напоминает, что из-за солнечного ветра, космической погоды и соответствующего электромагнитного излучения у человечества могут возникнуть большие проблемы, и чем больше оно полагается на интернет и цифровые системы, тем хуже все будет. Новое исследование Калифорнийского университета в Ирвайне показывает, насколько велики потенциальные последствия такой геомагнитной бури. Название громкое: «Солнечные супербури: готовимся к интернет-апокалипсису»
По мнению Сангиты Абду Джиоти (Sangeetha Abdu Jyothi), доцента информатики и автора исследования, в наиболее уязвимом положении окажутся не крупные серверы — их можно защитить, причем относительно дешево, — а подводные кабели, проложенные на дне морей. Именно они — настоящая основа интернета.
Такие кабели бывают очень длинными: например, от британского побережья до самой Северной Америки или через весь Тихий океан. А в ледяных водах Северного Ледовитого океана как раз прокладывается кабель от Мурманска до Владивостока.
Спутники и длинные кабели — слабое звено Интернета
Все начинается далеко в космосе, но в конечном итоге вы можете лишиться широкополосного интернета.
Корональный выброс массы — вспышка на Солнце, во время которой заряженные частицы выбрасываются по направлению к Земле. Когда они достигают земного магнитного поля, возникает геомагнитная буря — она особенно заметна на полюсах Земли в виде северного сияния. Самые мощные шторма могут выводить из строя электроприборы.
Спутники ломаются и даже могут сойти с орбиты и сгореть в земной атмосфере. А на Земле интернету грозят сбои из-за подводных сетевых кабелей. По данным новейших исследований, сильная буря может ударить по кабелям между Европой и Северной Америкой. Длинные кабели снабжены оборудованием, которое периодически усиливает световой сигнал, это оборудование работает на электричестве и поэтому может выйти из строя. В результате кабели придут в негодность.
Электромагнитное излучение не повреждает сами кабели, ведь оптоволокно проводит свет, а не электрический ток. Но кабели снабжены оборудованием для усиления сигнала, а у него есть электрические провода. Проведенное прошлым летом исследование установило, что наиболее уязвимы кабели в северных широтах, ведь самая северная и самая южная части нашей планеты больше подвержены влиянию геомагнитных бурь, чем территории в районе экватора. Вдобавок большинство важных кабелей проложены именно на севере.
Насколько в таком случае реальна опасность, что мощная буря нанесет нам удар? На этот счет есть разные мнения, но многие исследователи оценивают степень риска в 10% на десятилетие. Последняя буря, достигшая Земли (в отличие от события 2012 года), произошла в 1921 году.
«Вероятность — примерно один раз в сто лет. Но за последние сто лет не было ни одной такой бури, а значит, она еще вполне может произойти при нашей жизни», — делает вывод Сангита Абду Джиоти.
На самом деле последние десятилетия были необычайно спокойными, что касается геомагнитных бурь. То есть развитие современного интернета, мобильных сетей, компьютеров и цифровых коммуникаций произошло в условиях своего рода безопасной мастерской и без серьезных осложнений в виде неожиданного электромагнитного излучения из космоса. Однако солнечная активность циклична, и нынешние спокойные времена рано или поздно закончатся.
«Этот период очень скоро подойдет к концу, так что вероятность растет», — говорит Сангита Абду Джиоти.
В своем еще не завершенном исследовании она выясняет, какие кабели смогут противостоять мощным катаклизмам, а какие выйдут из строя. В аварийном сценарии последствия рассчитываются отдельно для разных стран.
Великобритания потеряет большую часть длинных линий. Кабели, соединяющие ее с Европой, относительно короткие, поэтому они выстоят. А вот все кабели, ведущие в Северную Америку, будут уничтожены.
Австралии удастся сохранить связь с Новой Зеландией и близлежащими островами, а из длинных кабелей сильную геомагнитную бурю переживет только один — тот, что ведет в Сингапур и Джакарту.
В Калифорнии на западном побережье США, где сосредоточено очень много технического оборудования, в негодность придет все, кроме одного соединения с Гавайскими островами и Индонезией. На восточном побережье несколько флоридских кабелей останутся в рабочем состоянии. Однако США утратят все связи с Европой.
В общем и целом авария меньше затронет районы ближе к экватору, а в Азии дела будут обстоять лучше, чем в Европе и Северной Америке.
Экономические последствия такого сбоя трудно представить. Согласно расчетам, для Соединенных Штатов он обойдется в сумму, соответствующую 7 миллиардам шведских крон в день. А на починку таких масштабных неполадок потребуются недели и даже месяцы.
Надежду внушает лишь то, что сильные геомагнитные бури не возникают неожиданно. Конечно, предвидеть их невозможно, но когда они происходят, их можно засечь, прежде чем начнут проявляться последствия. Частицы достигают Земли за срок от 13 часов до пяти дней. Так что когда подобное произойдет, если это вообще случится, у нас будет небольшая фора.
Остается одна проблема: на случай такой бури у нас нет плана действий. В чрезвычайной ситуации потребуется сложная оценка рисков. Итак, мы знаем, что к Земле приближается геомагнитная буря, но насколько сильным будет ее воздействие? Насколько велик ущерб от добровольного отключения интернет-кабелей? И поможет ли это?
«Это поиск баланса между риском и пользой. Сначала надо понять величину риска. Я даю определенную оценку в своем исследовании, но она очень приблизительная», — говорит Сангита Абду Джиоти.
Если окажется, что предотвратить большую аварию интернет-кабелей нельзя, возникнет следующий вопрос: что сделать, чтобы снова заработали сохранившиеся фрагменты? Часто можно услышать, что всемирную сеть организовали так, чтобы она работала даже в ядерную войну. Даже если некоторые системы выйдут из строя, другие возьмут на себя их трафик. Отчасти так и есть, но возможности не безграничны. Способы перенаправления интернет-трафика не годятся для ситуации, описанной выше.
«Системы не созданы для аварий подобного масштаба. Если большие фрагменты выйдут из строя, не получится автоматически компенсировать это, максимально поддерживая связь с помощью оборудования, которое еще продолжает работать», — сообщает доцент Маркус Хиделль (Markus Hidell), специалист по системам связи в Королевском технологическом институте в Стокгольме.
Даже если трафик удастся перенаправить так, чтобы связь между частями света восстановилась, это будет урезанная версия интернета с очень ограниченной эффективностью, а не обычная всемирная сеть.
«Могу предположить, что возникнут перегрузки. Придется расставлять приоритеты». Другими словами, некоторые виды интернет-трафика окажутся предпочтительнее других. Например, придется отказаться от видео, считает Сангита Абду Джиоти, и Маркус Хиделль с ней согласен. «Придется выбирать, какой вид трафика критически важен и какому отдать предпочтение», — уточняет он.
Однако не совсем понятно, как подобные кризисные планы будут воплощаться в жизнь. Ведь обслуживанием интернет-кабелей и других технических систем занимаются множество различных компаний, и им всем придется сотрудничать.
Вдобавок неясно, насколько быстро придется действовать. Ведь мы можем наблюдать солнечные бури, но не в состоянии предсказывать их возникновение.