Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В парламенте Швеции настаивают, что правительству следует отозвать своих военных из Мали, если туда прибудут вагнеровцы, сообщает Dagens Nyheter. Но министр обороны Петер Хультквист заявляет, что не хочет этого делать. Он объясняет, как шведские солдаты оказались в этой западноафриканской стране, сколько их, и почему они должны там оставаться.
Шведам, возможно, придется столкнуться в Мали с печально известной «Группой Вагнера»
Российские наемники из «Группы Вагнера» стали дилеммой для шведского правительства. Хунта в Мали ведет переговоры о том, чтобы принять у себя тысячу солдат из «Группы Вагнера». У Швеции в этой стране уже некоторое время находится более 200 военных.
Оппозиция требует, чтобы Швеция в этом случае отозвала шведских военных домой. Но министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist) не хочет оставлять Мали в руках России.
«Если мы покинем поле боя, мы оставим все им и россиянам», — говорит Петер Хультквист.
В ЕС в понедельник решили ввести санкции против «Группы Вагнера» — российской группировки наемников, под прикрытием которой работают российские военные. По мнению ЕС, «Группа Вагнера» виновна в «серьезных преступлениях против прав человека, таких как пытки, убийства и казни без судебного разбирательства на Украине, в Сирии, Центральноафриканской республике, Судане и Мозамбике».
Газета Dagens Nyheter вместе с самым большим новостным сайтом Эстонии delfi.ee и американским журналом New Lines Magazine провела масштабное расследование вокруг «Группы Вагнера» и собрала обширные материалы с данными о более чем четырех тысячах солдат. Информация поступила от бывших офицеров украинской службы безопасности СБУ. Также мы встретились с семьями солдат, которые погибли в боях на стороне «Группы Вагнера».
- 1Французы о сотрудничестве России и Мали: посмотрим, как они без нас справятся (Le Figaro)
- 2Читатели The Times: «Группа Вагнера» наведет порядок и в пригородах Парижа!
- 3Jyllands-Posten: Мали встает на пророссийский курс?
- 4La Croix: пока французы боятся нашего ЧВК, простые малийцы с энтузиазмом ждут от «Вагнера» перемен
Министр обороны Петер Хультквист осенью внимательно следил за тем, как развивается вопрос с «Группой Вагнера». Переходное правительство в Мали сообщило, что оно ведет переговоры с группой, чтобы те прислали в страну тысячу солдат. И это создает немалую дилемму для европейских сил, которые уже работают в стране, поддерживая безопасность. Этот вопрос поднимался, когда в сентябре французский министр обороны Флоранс Парли (Florence Parly) была с визитом в Стокгольме. Франция возглавляет в Мали миссию Task Force Takuba, в которой участвует и Швеция.
«Мы не готовы согласиться с тем, что в Мали может появиться „Группа Вагнера"», — сказал тогда Петер Хультквист.
Когда Dagens Nyheter встретилась с министром обороны, чтобы взять у него интервью, о санкциях ЕС только-только сообщили.
«Что касается деятельности этой группы или организации — не знаю, как лучше их называть — то ведь появилась информация о том, что они очень грубо нарушают права человека и ведут себя вразрез с международным правом и законами».
Dagens Nyheter: Недавно ЕС ввел санкции против «Группы Вагнера» и ряда людей, которые с ней связаны. Как Вы думаете, этого достаточно, или нужно сделать еще больше?
Петер Хультквист: Есть все основания следить за этим и быть готовыми ужесточить санкции. Так что я не считаю это дело закрытым.
По мнению Хультквиста, нет никаких сомнений, что за «Группой Вагнера» стоит российское государство.
«Я решительно считаю, что такая деятельность не могла бы происходить без явной поддержки российских властей. Так что нужно понимать, что это — один из множества инструментов Кремля», — говорит Петер Хультквист.
Российское министерство иностранных дел после новых санкций ЕС заявило, что речь идет о ложных обвинениях. Россия также ответила угрозами о возможных ответных мерах.
США тоже тревожат «Группа Вагнера» и ситуация в Мали. Американский государственный департамент призвал переходное правительство в Мали отказаться от планов сотрудничества с «Группой Вагнера». По словам американцев, «Группе» собираются платить 10 миллионов долларов в месяц.
«Военные из „Группы Вагнера" не поспособствуют миру в Мали, а наоборот, дестабилизируют страну еще больше», — написали они.
«Мы надавили на правительство Мали и очень четко дали понять, что у этого будут последствия. Мы не хотим, чтобы они там были», — говорит Петер Хультквист.
Dagens Nyheter: Кое-кто в шведском парламенте настаивает, что Швеции следует отозвать своих военных, если вагнеровцы прибудут в страну.
Петер Хультквист: Есть много аспектов, которые подталкивают к такой точке зрения, я это понимаю. Но если мы просто покинем поле боя, мы оставим все им и россиянам. Это тоже надо учитывать, оценивая ситуацию, даже если мы и считаем деятельность этой группы совершенно неприемлемой.
У Эстонии также есть военные в Мали — наша соседка отправила в эту западноафриканскую страну около 60 солдат. Как и для Швеции, для Эстонии возможный приход в страну сил «Группы Вагнера» создает дилемму. С одной стороны, эстонцы ни при каких обстоятельствах не хотят работать бок о бок с этой организацией. С другой стороны — нельзя совсем уж развязывать руки российским наемникам.
Туули Дунетон (Tuuli Duneton), руководитель отдела планирования политики в эстонском министерстве обороны, сказала в интервью ресурсу Delfi.ee, с которым сотрудничает Dagens Nyheter, что у России на самом деле нет собственных стратегических интересов в Мали. По словам Туули Дунетон, Россия сознательно ведет «политику раскола» с целью отвлечь внимание европейских стран от других конфликтных зон.
«Противник один и тот же, и это Россия. Они используют разные регионы, чтобы расколоть нас. Безопасность на Украине и в Европе не так уж отличается от безопасности в Мали или еще где-то», — говорит она.
Мали: Самая большая иностранная военная миссия Швеции
Все 60 лет, что Мали была независима от Франции, в стране постоянно происходили внутренние конфликты и перевороты. В последние годы там закрепились и действовали также внешние террористические группы, например, Аль-Каида*.
Task Force Takuba — это вертолетный спецназ.
Его возглавляет Франция, и он призван бороться с террористами, а также помогать в этом службам безопасности Мали, в том числе, консультируя их. Швеция участвует в работе миссии с 2021 года со своими 150 солдатами, а также вертолетами семейства «Черный ястреб» и транспортным самолетом C-130 «Геркулес».
MINUSMA — эту крупнейшую миссию ООН, состоящую из 13 тысяч солдат, запустили в 2014 году. Главнокомандующий там — шведский генерал-лейтенант Деннис Юлленспорре (Dennis Gyllensporre). MINUSMA призвана стабилизировать ситуацию в стране и защищать население. Швеция участвует в ее работе с 2014 года, и нынешнее ее подразделение там, «Мали-14», — это группа стрелков, базирующаяся в Гао на востоке страны.
EU Training Mission состоит из 700 человек, из которых 15 — шведы, которые консультируют и поддерживают военное командование Мали и тренируют малийские войска.
Гражданская поддержка: два миллиарда крон за период с 2021 по 2025 год, из которых 1,95 миллиарда крон через организацию Sida и 50 миллионов крон через Академию Фольке Бернадотта (FBA).
* Организация запрещена в РФ