Неужели после Центральноафриканской Республики (ЦАР), Судана, Мозамбика и Ливии флаг «Группы Вагнера» взовьется еще и над Мали? (Группа Вагнера — российская частная военная компания, созданная по образцу аналогичных западных структур — прим. ред.) В столице этой страны Бамако пока не подписано никакого контракта. Но после двух лет сотрудничества с российской частной военной компанией, согласно информации Reuters, члены малийской военной хунты обсудили-таки условия соглашения с «армией теней», предположительно управляемой из Кремля.
Договор предусматривает развертывание на территории Мали около тысячи военных (некоторые источники называют меньшую цифру), которые будут отвечать за безопасность высокопоставленных лиц и подготовку малийских вооруженных сил. В случае повторения модели вмешательства, использовавшейся в Центральноафриканской Республике, это двойное обязательство никоим образом не помешает агентам «Вагнера» сражаться на стороне малийских военных и будет очень хорошо вознаграждено. Reuters называет сумму почти в 9,15 миллиона евро в месяц и сообщает о возможности для России получить доступ к трем месторождениям полезных ископаемых.
В Бамако сотрудник министерства обороны полковник Садио Камара, который еще в августе находился с командировкой в России, своевременно напоминает, что «общественное мнение выступает за расширение сотрудничества с Россией, учитывая проблемы с безопасностью». Но он также отметил, что не было принято никакого решения о характере этого сотрудничества. Это двусмысленное заявление прозвучало в тот самый момент, когда возможное прибытие зловещего российского партнера вызывает столь явное беспокойство в Париже, да и в других европейских столицах.
«Даже если, насколько нам известно, еще ничего не подписано, нас беспокоит информация, что „Вагнер" наращивает агрессивность своего подхода, чтобы закрепиться в Сахеле и использовать Мали в качестве точки входа», — отмечает один из французских лидеров. В августе Эммануэль Макрон и Владимир Путин в рамках разговора о возвращении талибов к власти в Афганистане обменялись мнениями о ситуации в Сахеле.
Возможное перемещение в Нигер
«Президент объяснил Путину, что мы делаем. До сведения Путина было доведено, что мы выводить свои войска из Мали не собираемся», — продолжает тот же источник. Тут стоит отметить, что в июне Макрон объявил об окончании операции «Бархан», что повлечет за собой сокращение вдвое численности развернутых в этом регионе французских военнослужащих к 2023 году.
А вдруг Владимир Путин именно тогда и подумал, что настал подходящий момент, чтобы занять освободившееся, по его мнению, место Франции? У российского лидера были все шансы опровергнуть это свое желание [заменить французских военнослужащих теми, кого европейские газеты называют наемниками], остается предположить одно. Путин уже тогда, летом, решил, что будет делать. 8 сентября Кристоф Биго, директор департамента Африки и Индийского океана министерства иностранных дел (МИД) Франции, слетал в Москву, чтобы встретиться со своим российским коллегой. Двумя днями позже посол Франции в Бамако был принят временным президентом Мали полковником Ассими Гоита.
Всем понятно содержание переговоров и сделанных заявлений.
"Вагнер» печально прославился в Сирии, а также в Центральноафриканской Республике своими жестокостями, грабежами и разными нарушениями правил поведения. (…) Это абсолютно несовместимо с нашим присутствием. Я говорю это для того, чтобы меня услышали. (…) Вмешательство такой группы несовместимо с действиям других региональных и международных партнеров Мали", — предупредил во вторник, 14 сентября, глава французской дипломатии Жан-Ив Ле Дриан в своем выступлении в парламентском Комитете по иностранным делам.
На случай, если нашим солдатам все-таки придется убраться, рассмотрена возможность быстрого перемещения в соседнюю страну Нигер, которая станет новым центром французских законных военных операций в Африке. «За решениями стоят последствия. Наша принципиальная позиция затруднит, если не сделает невозможным, выполнение наших обязательств», — добавляет источник в Европейском Союзе, обеспокоенный этой возможной перестановкой альянсов. В настоящее время Европейский Союз держит в Мали более 1200 солдат и полицейских, отвечающих за подготовку сил безопасности.
Благоприятная ситуация для России
В то время как угроза участия русских наемников в военных операциях беспокоит Запад, для России Мали совсем не является terra incognita. С момента обретения независимости в 1960 году военное сотрудничество между двумя странами, подкрепленное новым соглашением, подписанным летом 2019 года, позволило снабдить оружием многие армейские части Мали и подготовить большое число малийских офицеров.
Москва, имеющая там традиционно и связи, и влияние, активизировала свои дипломатические усилия в направлении Бамако после переворота в августе 2020 года. Ситуация для нее благоприятна, поскольку премьер-министр Шогель Маига и министр обороны получили образование в России. Кремль может этим беззастенчиво воспользоваться в конкурентной борьбе с несколькими европейскими странами.
Для малийских лидеров Россия может выглядеть подходящим партнером, поскольку она предлагает просто хорошие отношения, не выдвигая, в отличие от западных стран, политических требований к этой стране. Между тем как «транзит власти» в Мали может продлиться и после назначенного срока возвращения гражданских лиц к власти — февраля 2022 года. Лишь спустя немногим более года после государственного переворота в Мали, к которому Франция отнеслась благожелательно, Париж изменил свое отношение к сначала полюбившимся ему «молодым офицерам с благими намерениями». Теперь эти офицеры уже не хотят уступать власть. И новый союзник, кажется, готов помочь им в этом маневре.