Правительство Мали раскритиковало заявления Парижа и Берлина о том, что французская миссия несовместима с присутствием в этой стране российских наемников ЧВК «Вагнера».
Это говорит о том, что приоритетом переходного правительства, прежде всего, является стабильность, а не демократия. Оно больше не заинтересовано в поддержке Франции, но военный вакуум, который может вызвать проблемы с безопасностью, могут заполнить российские или другие наемники, пока европейцы бездействуют.
Правительство Мали заявило, что только оно имеет право «выбирать партнеров, с которыми будет сотрудничать». Это заявление последовало за обвинениями малийских властей в контактах с российской частной военной компанией.
В заявлении МИД Мали говорится, что переходное правительство опирается на свое суверенное право обеспечивать защиту территориальной целостности страны так, как посчитает нужным. Подчеркивается также, что оно «не позволит ни одному государству решать», с какими партнерами ему взаимодействовать, а с какими нет.
Франция и Германия предупредили, что военная миссия в Мали несовместима с присутствием в этой стране российских наемников ЧВК «Вагнера».
В четверг, 16 сентября, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) осудило желание переходных властей Мали пригласить в страну частные охранные компании, предупредив, что это «ухудшит ситуацию с безопасностью в стране и регионе в целом».
Правительство Мали опровергло слухи и сообщения в прессе о якобы имеющихся планах позвать в страну наемников, назвав это частью кампании по дискредитации страны и ее лидеров, тем не менее премьер-министр страны Шогель Маига намекнул о такой возможности во время выступления на Бамакском форуме.
«Что мы будем делать, если наши партнеры примут решение покинуть некоторые территории и завтра сделают это? Не нужен ли нам план "Б"?» — заявил он, ссылаясь на намерение Франции завершить операцию «Бархан». Напомним, что французские войска начали покидать свои позиции на севере Мали, сосредотачиваясь в районе пограничного треугольника «Мали-Нигер-Буркина-Фасо».
«Мы должны рассматривать различные варианты и расширять возможности сотрудничества ради укрепления нашей национальной обороны», — добавил Маига.
По данным французских источников, малийское правительство планирует подписать соглашение с ЧВК «Вагнера» о переброске в страну почти тысячи российских наемников для обучения армии и защиты высокопоставленных чиновников.
Источник в Минобороны Мали подтвердил, что власти страны ведут переговоры с российской военной компанией.
Франция продолжает передислокацию своих сил в регионе Сахеля. Министр обороны Франции Флоренс Парли прибыла в воскресенье в Нигер, чтобы обсудить с местными властями текущие изменения в развертывании французских вооруженных сил в регионе Сахеля.
Министр обороны Франции в ходе визита планирует встретиться со своим нигерским коллегой, а также с президентом Нигера Мохаммедом Базумом.
Процесс реорганизации французского военного присутствия в регионе Сахеля, о котором в июне объявил президент Франции Эммануэль Макрон, включает сокращение численности военнослужащих до 2500-3000 человек и изменение их функций. Они будут заняты контртеррористическими операциями и проводить боевую подготовку местных армий.
Ожидается, что в ближайшие месяцы стратегическое значение французской авиабазы Ниамей, расположенной в Нигере, заметно возрастет, если власти страны не будут против.
В настоящее время на авиабазе Ниамей находятся 700 французских военнослужащих, шесть боевых самолетов и шесть беспилотников MQ-9 Reaper. Она является передовым командным центром для операций, проводимых в координации с местными силами в районе пограничного треугольника «Мали-Нигер-Буркина-Фасо».
Этот регион, наряду с центральной частью Мали, наиболее уязвим для атак джихадистов. Джихадистские группировки, связанные с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) или «Исламским государством в Большой Сахаре» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.), быстро распространились в этом регионе из-за давней межэтнической напряженности. Число погибших мирных жителей и солдат исчисляется тысячами.