Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Европе развернулась ожесточенная борьба за право называться «энергией будущего». Франция и страны Восточной Европы намерены включить атомную энергетику и газ в список перспективных источников энергии, которые будут получать финансовую и законодательную поддержку Евросоюза. В то же самое время Германия, Австрия и ряд других стран категорически против. Позиции Германии и Франции в вопросе атомной энергетики расходятся принципиально. Если немцы в силу идеологических предубеждений полностью исключают использование мирного атома, то Франция со всей решительностью делает ставку на возрождение атомной энергетики.
Поскольку в апреле наступающего года во Франции пройдут президентские выборы, президент Макрон уже сделал главным пунктом своей программы строительство новых АЭС и модернизацию старых. Однако проблема не ограничивается одной лишь Францией. Макрон настаивает, чтобы атомная энергетика была включена Евросоюзом в общеевропейский список «зеленых» технологий, которые получат приоритетное финансирование в рамках так называемого плана «таксономии».
Этот план, впервые обнародованный в 2019 году, предусматривает ряд финансовых механизмов для стимулирования «зеленых» проектов. В скором времени «таксономия» станет общеевропейским нормативом, который определит соответствие инвестиций и проектов Парижскому соглашению по климату и заявленным в нем экологическим целям. В будущем компании должны предоставлять отчет, насколько «зеленой» является их деятельность. Речь идет об очень больших деньгах.
Если удастся включить мирный атом и природный газ в список «зеленых» источников энергии, то атомные электростанции и газопроводы смогут получать льготные кредиты и другие виды поддержки от банков и правительств. Французское руководство настойчиво добивается включения атомной энергии в «зеленый список». С другой стороны, страны Восточной Европы требует внесения в этот список природного газа, поскольку он является для них жизненно необходимым источником энергии.
В результате, в Евросоюзе образовался блок в составе Франции и стран Восточной Европы, которые настаиваются на включении как мирного атома, так и газа в план «таксономии». Еврокомиссия стоит перед сложной дилеммой — какой вид энергии включать в «зеленый список». Многое определит позиция Германии, где новая трехпартийная коалиция еще не сказала своего окончательного слова по этой проблеме. Представители партии «Зеленых», которым принадлежат министерство экологии и МИД ФРГ, уже заявили об отрицательном отношении как к газу, так и атому, однако все зависит от того, чью сторону займет канцлер Олаф Шольц. В правящей коалиции Германии назревает внутренний конфликт по энергетической стратегии. «Зеленые» настойчиво требуют полного отказа от атома и газа, а также перевода экономики на дорогие и ненадежные «возобновляемые» виды энергии.
Однако эта инициатива имеет мало шансов на успех ввиду сопротивления многих стран Восточной Европы, которые требуют признать за атомной и газовой генерацией «зеленый» статус. При этом вероятен и другой вариант: с целью спасти франко-германский политический союз канцлер Шольц откажется от любых попыток заблокировать атомный вопрос в Еврокомиссии. В этом случае «Зеленые» могут поднять бунт и развалить правящую коалицию Германии. В европейских СМИ предполагают, что Шольц уже закулисно договорился с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и президентом Франции Макроном о возможности убрать из документа о «таксономии» наиболее радикальные требования «Зеленых».
Макрон еще в октябре заключил тактическое соглашение со странами Восточной Европы, в том числе Польшей, Венгрией и Чехией, в котором они потребовали от Еврокомиссии включить атомную и газовую генерацию в план «таксономии».
В свою очередь, пять стран Евросоюза (Германия, Италия, Дания, Люксембург и Австрия) выступили против льготного финансирования атомной и газовой отрасли. Они приняли соответствующий меморандум на октябрьском экологическом саммите в Глазго. При этом Австрия заявила, что подаст жалобу в Европейский суд, если в «зеленый список» войдет атомная энергетика.
Борьба за будущее европейской энергетики приобретает нешуточный характер. Попытки внести газ в список «зеленых» технологий натолкнулись на массированное сопротивление международного экологического лобби и 150 важнейших неправительственных организаций. Одновременно группа крупных инвестфондов из Германии и Австрии направила в Еврокомиссию открытое письмо с призывом не признавать атомную энергетику «зеленой».
Ряд немецких аналитиков считает, что выход Германии из атомной энергетики абсолютно противоречит мировой тенденции. Лишь небольшое число стран (среди них Австрия, Италия, Швейцария, Литва и Казахстан) по разным причинам отказались от мирного атома. В то же самое время, по данным МАГАТЭ, 28 стран намерены создать у себя атомную промышленность, в их числе Бангладеш, Нигерия и Саудовская Аравия. Всего в 33 странах мира работает около 400 АЭС. Новые атомные реакторы уже строятся в 13 государствах, включая Великобританию, Финляндию и Словакию.
Англичане считают атомную энергетику абсолютно необходимой для смягчения экологического кризиса и строят новый реактор на АЭС Хинкли-Пойнт, который обеспечит семь процентов национальных потребностей в электроэнергии. В Финляндии запустили на днях крупнейший в Европе атомный реактор на АЭС в Олкилуото. Таким образом Финляндия вернулась к активному использованию мирного атома после перерыва в 40 лет. Реактор будет обеспечивать 14% потребностей страны в электроэнергии.
Даже уголь, самый «грязный» источник энергии, будет сохранять свои позиции в обозримом будущем. Польша намерена продолжить курс на сохранение угольной промышленности, несмотря на требования Брюсселя перейти на более экологичные источники энергии. Примечательно, что в Германии на фоне нынешнего энергетического кризиса уголь вновь стал основным видом топлива. Согласно статистическим данным, электрогенерация на основе «традиционных» источников, то есть угля, газа и мирного атома, выросла в ФРГ за последний год на 21% и составила 56% топливно-энергетического баланса. В этой «тройке» лидирует уголь, на который пришлось 27% генерации, в то время как доля ветряной энергии снизилась с 29 до 22%. Это ставит под угрозу планы правительства полностью отказаться от атомной энергетики к 2022 году и закрыть угольные электростанции к 2038 году.