New Statesman(Великобритания): каким будет российское наступление на Украину?

New Statesman: российское наступление на Украину будет стремительным, чтобы посеять хаос

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Планирует ли Россия эскалацию, никто не знает, пишет New Statesman. Однако, по мнению автора статьи, Путин уже не может просто взять и отступить, не получив ничего взамен. Журналист не уточняет, откуда у него такие сведения. В Кремле ранее заявили, что не собираются ни на кого нападать.
Берлин – Грузия 2008, Украина 2022? Контуры возможной российской атаки на Украину понемногу проясняются.
Во-первых, затяжная захватническая война маловероятна. Издержки для России будут слишком высоки, а выгоды – чересчур ограничены. Путаницу усугубляют и неточные формулировки для описания нарастающей напряженности на границе, – когда говорится о грядущем "российском захвате Украины". "Захват" предполагает завоевание новых территорий Украины – помимо тех, где Москва уже признала оккупацию (Крым, присоединенный к России в 2014 году), и тех, где оккупации как таковой нет (районы восточной Украины под контролем пророссийских сепаратистов). Так что захват гораздо большей территории и ее удержание едва ли станут главной целью нового российского наступления.
Вместо этого куда вероятнее стремительное дальнее наступление с целью ослабить военный потенциал Украины и посеять в Киеве политический хаос. Активная фаза российско-грузинской войны 2008 года продлилась всего пять дней. Тогда российская тактика свелась к массированному наступлению, чтобы стремительно смять грузинские силы. Ряд крупных населенных пунктов на бесспорной грузинской территории был захвачен, но после нескольких месяцев оккупации возвращен под контроль Тбилиси.
Вот почему восторженные разговоры о том, как украинские повстанцы станут для России "вторым Афганистаном" (имеется в виду советская трясина 1980-х) едва ли соответствуют действительности. "Россия следила за войнами США в Ираке и Афганистане и не намерена оккупировать территорию, где местное население настроено столь враждебно", – написал военный аналитик Лондонского Королевского колледжа Роб Ли (Rob Lee).
Дальнее наступление, чтобы "преподать украинцам урок", как выразилась бывший советник Белого дома Фиона Хилл (Fiona Hill), подразумевает воздушные удары и артобстрелы, – причем возможности защиты у украинских сил ограничены. Если за такой атакой последует сухопутное вторжение, войска наверняка будут держаться подальше от крупных агломераций: их будет труднее захватить из-за уязвимости для партизанских вылазок. В крайнем случае российская армия дойдет до Киева и окружит столицу, но занимать ее, скорее всего, не будет.
А вот ограниченное наступление принесет России ряд преимуществ. Оно позволит избежать массовых жертв, которые неизбежно повлечет за собой массированное вторжение, и ограничит внутренние политические последствия. Дипломатические издержки при относительно сдержанной эскалации тоже окажутся значительно меньше. Таким образом странам, которые не в восторге от новых санкций вроде тех, что уже анонсировали США, будет проще отстаивать более мягкие меры.
Новый лидер оппозиционного Христианско-демократического союза Германии Фридрих Мерц (Friedrich Merz) уже предостерег, что американские предложения отрезать Россию от международной банковской сети SWIFT нанесут "большой вред" экономике Запада. У России есть рычаги влияния на Европу из-за глобальной нехватки природного газа этой зимой. Европа импортирует порядка 45% своего газа из России и сильно пострадает, если Москва перекроет вентиль. Таким образом многим странам ЕС обещанные Вашингтоном санкции наверняка встанут поперек горла.
Однако никакая эскалация не пройдет для России без последствий. Погибнут российские военнослужащие. Хотя российская экономика относительно устойчива к санкциям, она все же сильно пострадает от мер, которыми США уже пригрозили в случае вторжения. Значительное падение уровня жизни усугубит недовольство путинским режимом. Народные беспорядки в Казахстане в начале этого месяца, разгоревшиеся из-за скачка цен на топливо, показали Кремлю, сколь хрупка кажущаяся стабильность авторитаризма. Так что Путин вполне может решить, что открытая война не стоит свеч.
За российским наступлением могут повториться те же дипломатические шаги, что после войны 2008 года с Грузией. Москва может официально признать правительства самопровозглашенных Луганской и Донецкой Народных Республик, как некогда признала Абхазию и Южную Осетию, два спорных региона Грузии. Среди других вариантов – их полная интеграция в состав России, как это случилось с Крымом после аннексии восемь лет назад.
Кроме того, не исключено, что Москва решит сохранить конституционный статус-кво: Кремль воспользуется военной победой над Украиной, чтобы надавить на Киев и заставить его принять федеральную конституцию с правом вето восточных регионов в национальной внешней политике. Это не даст Украине вступить в НАТО – главное пугало для России.
Планирует ли Россия эскалацию, никто не знает. Но одно можно сказать наверняка: похоже, Владимир Путин, вложил слишком много, чтобы просто взять и отступить, не получив ничего взамен. Выбить из США и НАТО новую архитектуру европейской безопасности, как он рассчитывал, у Путина не вышло, и теперь ему надо не ударить в грязь лицом.
Идо Вок (Ido Vock)
Обсудить
Рекомендуем