Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские подводные лодки единственные в мире оснащены суперкавитационными торпедами. И хотя в США над созданием этого вида оружия бьются больше 20 лет, результатов пока нет. По мере обострения военно-морского соперничества как в Атлантике, так и в Тихом океане, человечество рискует все-таки их увидеть, пишет TNI.
Есть ли будущее у суперкавитационных торпед? Соединенные Штаты работают над этим видом вооружений с 1997 года, но до сих пор еще нет готовых к размещению образцов. На самом деле, Соединенные Штаты в настоящее время занимаются модернизацией достойной уважения торпеды Mark 48, размещаемой на подводных лодках. И делается это для того, чтобы обеспечить ее использование в обозримом будущем. Но следует сказать, что требования руководства военно-морских сил были значительно выше, чем возможности торпеды "Шквал", включая повороты, идентификацию и выведение на цель.
Тем временем российские подводные лодки являются единственными в мире, оснащенными суперкавитационными торпедами, представляющими собой модернизированную версию "Шквала" с обычной боеголовкой. Российская промышленность также предлагает экспортную версию торпеды "Шквал Е" для продажи иностранным государствам. Иран заявляет о том, что он располагает своими собственными суперкавитационными торпедами под названием Hoot, которые, судя по всему, являются результатом применения методов реверсного инжиниринга в отношении торпеды "Шквал".
В 2004 году немецкий оборонный подрядчик Diel-BGT объявил о создании торпеды Barracuda. Речь идет о предназначенной для демонстрации технологий торпеде, способной развивать скорость до 194 узлов. Barracuda предназначалась для запуска с подводных лодок, а также с надводных кораблей, и тестовые модели могли двигаться как по прямому, так и по искривленному курсу. Однако эта программа, очевидно, так и не была до ведена до уровня реализуемого на рынке оружия.
Представьте себе неожиданное появление оружия, которое обладает скоростью, в шесть раз превосходящей скорость своих предшественников. Шок от появления подобной прорывной системы поставит на голову весь комплекс ведения боевых действий, а потенциальные противники будут пытаться что-то противопоставить этому оружию, но в случае его применения они окажутся беззащитными. Хотя временное затишье в соперничестве великих держав отложило воздействие этой новой технологии, в настоящее время так называемые "суперкавитационные торпеды" (supercavitating torpedo), возможно, готовятся к тому, чтобы штурмовать и захватить весь мир.
Business Insider (США): Россия строит еще две подлодки и не дает покоя противникамВ августе Россия заложила еще две подводные лодки класса «Борей-А». Это новейший и самый современный тип атомных субмарин с баллистическими ракетами, пишет автор. Пять строящихся подлодок такого класса показывают, что модернизация российского флота идет полным ходом.
08.11.202100
Во время холодной войны Советский Союз во многом полагался на подводный флот для того, чтобы компенсировать преимущество Америки в военно-морских силах. Военно-морские силы США были предназначены не только для того, чтобы помочь защитить переброску войск и техники в Европу в случае третьей мировой войны. Они непосредственно угрожали Советскому Союзу, и, кроме того, предполагалось их участие в обнаружении и уничтожении советских подводных лодок с баллистическими ракетами на борту. Первоначально СССР использовал только большое количество дизель-электрических субмарин, затем у него на вооружении появились современные ударные атомные подводные лодки, сводившие на нет преимущество противника.
Наиболее инновационным подводным оружием, разработанным Советским Союзом, стала суперкавитационная торпеда ВА-111 "Шквал". Это было совершенно секретное оружие, о нем ничего не было известно до окончания холодной войны, и информация о торпеде "Шквал" стала доступной только в середине 1990-х годов. Торпеда "Шквал" оснащалась ракетным двигателем, и была способна развивать поразительную скорость — до 200 узлов в час. Мы живем в мире, где законы физики позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорость в 50 узлов. Но как, в таком случае, русским инженерам удалось совершить подобный прорыв в области скорости?
Обычно в торпедах используются пропеллеры или водометные движители для доставки ее к цели. Но в торпеде "Шквал" установлен ракетный двигатель. Этого достаточно для того, чтобы сделать ее быстрой, однако движение под водой создает значительный эффект торможения. Вариант решения — убрать воду с пути движения торпеды. Но как именно можно убрать воду с пути объекта, находящегося в глубине океана?
А выход такой — превратить жидкую воду в газ.
Торпеда "Шквал" решает данную проблему путем направления горячего выхлопа из ракетного двигателя в район ее носа, и в результате находящаяся впереди нее вода превращается в пар. По мере продвижения вперед торпеда продолжает превращать воду в пар впереди себя, и таким образом создается газовый пузырь. Продвигаясь в газовой среде, торпеда сталкивается со значительно меньшим сопротивлением, что позволяет ей набрать скорость до 200 узлов. Этот процесс называется суперкавитацией.
Весь трюк при суперкавитации состоит в том, что торпеда постоянно находится в наполненном газом пузыре. Это усложняет выполнение маневра, поскольку изменение направления движения заставляет часть торпеды выйти из пузыря, и в результате возникает сопротивление на скорости 370 километров в час. Первоначальные версии "Шквала", судя по всему, имели весьма примитивную систему управления, а при атаке использовались достаточно прямые направления для пуска торпеды. Боеголовки у этой торпеды могут быть ядерными, и этого, вероятно, было бы достаточно для уничтожения цели. Специалисты в Советском Союзе, очевидно, полагали, что в некоторых ситуациях скорость торпеды намного важнее, чем ее маневренность.
Торпеда "Шквал" первоначально была разработана в 1960-х годах как средство для быстрого нападения на ядерные субмарины НАТО, и они были способны доставить ядерный заряд с ранее считавшейся невероятной скоростью. "Шквал" — стандартная торпеда диаметром 533 миллиметра, а вес ее боеголовки составляет около 200 килограммов. Максимальный радиус ее действия — 7 километров. Массовое производство торпед "Шквал" началось в 1978 году, и в том же году они поступили на вооружение советского военно-морского флота.
У торпеды "Шквал", как и любого другого оружия, имеются свои недостатки. Прежде всего, газовый пузырь и ракетный двигатель являются очень шумными. Любая подводная лодка, запускающая суперкавитационную торпеду, мгновенно выдает свое приблизительное местонахождение. Однако обладающая подобной скоростью торпеда, вероятнее всего, сможет уничтожить врага, и у него просто не будет времени для того, чтобы воспользоваться полученной информацией, поскольку этому врагу придется одновременно иметь дело и с вражеской подводной лодкой, и с торпедой, двигающейся со скоростью 200 узлов в час.
CNN (США): подлодка США столкнулась с неизвестным объектом в Индо-Тихоокеанском регионеАтомная подлодка США столкнулась с неизвестным объектом в Индо-Тихоокеанском регионе. По данным телеканала CNN, инцидент произошел в Южно-Китайском море. В ВМС заверили, что корабль находится в «безопасном и стабильном» состоянии, ядерная силовая установка не пострадала. Сообщается, что пострадали 11 моряков.
08.10.202100
Еще один недостаток суперкавитационной торпеды состоит в том, что на ней нельзя установить традиционные системы управления. Газовый пузырь и ракетный двигатель создают достаточно шума для того, чтобы заглушить устанавливаемые на торпедах активные и пассивные гидролокационные системы управления. Ранние версии торпед "Шквал" были, вероятно, неуправляемыми, и управление в них было принесено в жертву скорости. В новых версиях этой торпеды применяется компромиссный метод — сначала используется суперкавитация для быстрой доставки торпеды в район нахождения цели, а затем скорость снижается для ее обнаружения.
Есть ли будущее у суперкавитационных торпед? Соединенные Штаты работают над этим видом вооружений с 1997 года, и до сих пор еще нет готовых к размещению образцов. На самом деле, Соединенные Штаты в настоящее время занимаются модернизацией достойной уважения торпеды Mark 48, размещаемой на подводных лодках. И делается это для того, чтобы обеспечить ее использование в обозримом будущем. Но следует сказать, что требования руководства военно-морских сил были значительно выше, чем возможности торпеды "Шквал", включая повороты, идентификацию и выведение на цель.
Тем временем российские подводные лодки являются единственными в мире, оснащенными суперкавитационными торпедами — они представляют собой модернизированную версию "Шквала" с обычной боеголовкой. Российская промышленность также предлагает экспортную версию "Шквал Е" для продажи иностранным государствам. Иран заявляет о том, что он располагает своими собственными суперкавитационными торпедами под названием Hoot, которые, судя по всему, являются результатом применения методов реверсного инжиниринга в отношении торпеды "Шквал".
В 2004 году немецкий оборонный подрядчик Diel-BGT объявил о создании Barracuda. Речь идет о предназначенной для демонстрации технологий торпеде, способной развивать скорость до 194 узлов. Barracuda предназначалась для запуска с подводных лодок, а также с надводных кораблей, и тестовые модели могли двигаться как по прямому, так и по искривленному курсу. Однако эта программа, очевидно, так и не была до ведена до уровня реализуемого на рынке оружия.
Торпеда "Шквал" — шумное, но эффективное оружие, оно разрушает привычную парадигму ведения боевых действий под водой. Торпеда со скоростью в 200 узлов — это весьма привлекательная возможность, и по мере обострения военно-морского соперничества как в Атлантике, так и в Тихом океане мы, возможно, увидим еще больше флотов, использующий суперкавитационные торпеды и подстраивающих под них свою подводную тактику. Боевые действия под водой скоро станут намного более шумными — и намного более смертоносными.