Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российско-японские отношения возвращаются в режим холодной войны, пишет бывший дипломат и эксперт по России Акио Кавато. По его мнению, Токио не должен отказываться от территориальных требований.
Министерство иностранных дел России 21 марта опубликовало заявление о приостановке переговоров по заключению мирного договора из-за недружественных мер Японии.
Кремль оскорбили антироссийские санкции Японии, и он ударил по ее больному месту. Заключение мирного договора означает решение вопроса "северных территорий".
Окончание войны [между Японией и Россией] (территориальные претензии Токио препятствует заключению мирного договора между Японией и Россией как государством – наследником СССР. – Прим. ИноСМИ) и установление отношений между двумя странами определены в Советско-японской совместной декларации 1956 года.
Причина, по которой этот документ не называется мирным договором, заключается в том, что остается нерешенным территориальный вопрос. Проблема "северных территорий" возникла не во время нахождения у власти администрации Синдзо Абэ.
После Второй мировой войны она прошла через ряд взлетов и падений. Во время холодной войны СССР отказался от переговоров, заявив, что территориальный вопрос с Японией закрыт. Только в конце советской эпохи, когда мощь СССР была ослаблена, президент Михаил Горбачев посетил Японию и подписал совместное заявление, в котором говорилось о четырех северных островах. Также он согласился создать систему безвизового обмена, которую недавно отменил российский МИД.
В эпоху Бориса Ельцина, начиная с 1992 года, было два подъема [в российско-японских отношениях]. В октябре 1993 года в Токийской декларации Ельцин подтвердил, что вопрос о принадлежности четырех островов будет решен, "исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения".
После этого политические позиции Либерально-демократической партии Япония (ЛДПЯ) пошатнулись, и российско-японские отношения зашли в тупик.
Тем не менее в 1997 году, во время правления Рютаро Хасимото, произошел очередной прорыв. Хасимото выразил готовность уйти от стратегии "неотделимости политики от экономики", в соответствии с которой Япония отказывалась углублять экономическое сотрудничество без обсуждения территориального вопроса, и предложил двигаться по обоим направлениям одновременно.
Mainichi (Япония): Токио отказался вводить эмбарго на импорт российского угля, опасаясь роста цен на энергоресурсыЯпония приняла решение в рамках санкций пока не вводить эмбарго на российский уголь, который занимает в ее импорте 15%. Об этом сообщает "Майнити". Читатели газеты согласны с этой позицией.
07.04.202200
Президент Ельцин принял это предложение и в ноябре того же года на встрече в верхах было решено приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году.
Эту эстафету подхватил президент Владимир Путин, вступивший в должность в 2000 году, и в совместном заявлении по итогам саммита с премьер-министром Японии Ёсиро Мори в марте 2001 года стороны четко прописали Советско-японскую совместную декларацию 1956 года, а также подтвердили цели Токийской декларации.
В результате возврат островов Хабомаи и Шикотана стал вполне определенным, и остался только вопрос Кунашира и Итурупа.
Но тут начался спад. Дело в том, что министр иностранных дел Японии Макико Танака (Makiko Tanaka), вошедшая в правительство Дзюнъитиро Коидзуми, вступившего в должность в апреле 2001 года, стала настаивать на возврате всех четырех островов сразу.
Кроме того, предыдущие события происходили на фоне постгорбачевского улучшения отношений между США и СССР, а также США и Россией, но затем они пошли на спад в 2007 году и окончательно ухудшились после вторжения России в Грузию в 2008 году и аннексии Крыма в 2014 году.
Шумиха контрпродуктивна
Несмотря на все эти препоны, у правительства Абэ возникли неоправданные ожидания по поводу решения проблемы "северных территорий", и оно внушило российской стороне ложную надежду на то, что Япония будет продвигать экономические отношения без урегулирования территориальной проблемы.
Санкции нанесли решающий удар. На данный момент российско-японские отношения возвращаются в режим холодной войны. Но не стоит суетиться. На Дальнем Востоке у России нет такой же военной мощи, как в советские времена. Российский Тихоокеанский флот составляет лишь одну десятую часть морских сил самообороны Японии.
Срок давности по территориальным спорам не установлен. Если мы поднимем шум, Россия также занервничает, и это будет контрпродуктивно. Поэтому достаточно продолжить спокойно выдвигать наши требования. Также надо уйти от японского образа мышления – "для того, чтобы поладить с Россией, необходимо отказаться от оскорбительных территориальных требований". Если Япония пойдет на компромисс по территориям, Россия все-равно это не оценит.
Но Россия нуждается в Японии, поэтому обязательно пойдет на сближение. При этом наши предшественники еще в советское время приложили много усилий к укреплению российско-японских отношений.
Например, разработка природного газа и нефти на Сахалине, а также заводы и компании, построенные японским бизнесом в России. От них никто не отказался. И есть много россиян, не являющихся японскими шпионами, которые работают и учатся в обеих странах. Этими активами нужно дорожить.