Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные экономисты считают, что украинский конфликт нанес смертельный удар по процессу глобализации. Эпидемия Covid-19 уже серьезно нарушила экономические связи и логистические цепочки во всем мире, однако военные действия на Украине значительно обострили ситуацию. Воздвигнуты новые торговые барьеры, выросли цены на энергоносители и полуфабрикаты, миру грозит нехватка продовольствия, прежде всего зерна.
Хотя эпоха "гиперглобализации" фактически завершилась в результате финансового кризиса 2008-2009 годов и объявленного президентом США Дональдом Трампом курса на снижение торговой зависимости от Китая, нынешняя военная операция на Украине воздвигает новый "железный занавес" между российской и западной сферами влияния. Глава австрийского экономического института WIFO Габриэль Фельбермайер заявил на страницах Augsburger Allgemeine: "30 лет победного шествия глобализации завершились. Мы вынуждены похоронить идею глобального мирового рынка. В данное время мировая экономика вновь распадается на блоки — западный, китайский, формирующийся индийский и самозамкнутый российский".
Генеральный директор крупнейшего инвестиционного фонда Black Rock Ларри Финк также заявил в открытом письме инвесторам: "Российская военная операция на Украине положила конец глобализации в том виде, как она развивалась в последние 30 лет". Уже в период пандемии Covid-19 связи между странами, предприятиями и людьми заметно ослабли, но теперь этот процессе вышел на принципиально новый уровень. Финк особо отмечает, что в результате нынешней "деглобализации" произойдет повсеместное падение уровня жизни. По его словам, глобализация наполнила мир дешевыми потребительскими товарами, в то время как "деглобализация" приведет к росту цен и усилению инфляции. Американский журнал Foreign Affairs приводит мнение Ларри Финка, согласно которому окончательный конец глобализации вызван чисто политическим решением стран Запада. В ответ на российскую военную операцию на Украине они оборвали экономические связи с Россией, захватили активы российских олигархов и государства, закрыли свое воздушное пространство и перекрыли трансфер технологий.
На страницах лондонской The Times член американского Совета по международным отношениям Эдвард Алден также констатировал, что мир движется к экономическому разъединению вслед за разъединением политическим. По мнению Алдена, налицо формирование новых экономических и политических блоков. Однако, как отмечает обозреватель Мэтью Иглесиас на сайте агентства Bloomberg, кампания Запада против России не смогла стать по-настоящему глобальной. Восходящие региональные державы, такие как Индия, Китай, Бразилия и Нигерия не хотят присоединяться к антироссийским санкциям и строят собственную экономическую систему, чтобы в будущем не попасть под удар американского финансового оружия "массового поражения".
В немецком деловом издании Manager Magazin экономист Даниэль Пфендлер написал, что главная линия мирового размежевания определяется отношением к антироссийским санкциям. С одной стороны — страны "коллективного Запада" (США и их союзники), с другой — Россия, Китай и другие страны развивающегося мира. Они пытаются создать альтернативу американскому доллару, который доминирует пока в мировых экономических отношениях. Одним из вариантов ответа является создание "зоны юаня" и перевод взаиморасчетов на китайскую валюту. Большое значение имеет и позиция Индии, которая не поддержала антироссийские санкции, не осудила Россию и многократно увеличила закупки российской нефти. Показательна также позиция Саудовской Аравии, которая отказывается выполнять просьбу США об увеличении нефтедобычи, что связано с попытками Запада наложить эмбарго на российскую нефть.
Французский экономический вестник L’Echo пишет: "Военная операция на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 года, знаменует важнейший геополитический и экономический сдвиг, последствия которого еще трудно оценить. Санкции в отношении России, введенные Евросоюзом и Соединенными Штатами, беспрецедентны. Такой набор санкций и финансовых экспроприаций имел место только во время двух мировых войн". Фактически речь идет не о санкциях, а о полномасштабной экономической войне, объявленной коллективным Западом России. В ответ Россия ограничила экспорт ряда стратегических товаров и приготовилась национализировать иностранную собственность на своей территории.
В условиях экономической войны, отмечает L’Echo, Запад намерен пересмотреть политику в области энергетической безопасности и обеспечить свои потребности в сырье и металлах за счет поэтапного отказа от российских энергоносителей. Руководство Евросоюза уже заявило о планах снизить к 2030 году зависимость от русского газа и нефти, на которые приходится соответственно 40% и 20% потребления в ЕС. Однако реалистическая оценка подсказывает, что сделать это будет чрезвычайно сложно. Одновременный отказ от российских энергоносителей и провозглашенная "декарбонизация" экономики потребуют гигантских инвестиций. Импорт сланцевого газа из США и Аргентины, а также Катара и Австралии обойдется Европе очень дорого и будет сопровождаться дальнейшим снижением уровня жизни. Кроме того, стремительная инфляция в США и Европе ставит под вопрос саму реализацию антироссийских сценариев в энергетической области.
Manager Magazin делает следующий вывод: для Европы перекройка геополитической карты мира и разрыв с Россией означают значительное снижение уровня жизни. Нарушение транспортных и логистических цепочек, рост цен на энергоносители и сырье негативно отразятся на производстве и потребителях. Покупательная способность европейцев уже сейчас резко падает в условиях растущей инфляции, европейские компании теряют рынки, вынуждены списывать многомиллиардные потери. Поскольку Россия является важнейшим поставщиком сырья и энергоносителей, а Европа (за исключением Норвегии) чистым импортером, результат очевиден: европейцы потеряют основные торговые преимущества, а потеря конкурентоспособности нанесет удар по их благосостоянию. Это отразится и на финансовых рынках Европы, единая европейская валюта евро значительно ослабнет.
США пострадают меньше Европы, поскольку сами являются крупным производителем сырья и энергоносителей, а также значительно меньше зависят от торговли с Россией. В выигрыше будут экспортеры сырья из Латинской Америки и Южной Африки, они будут накапливать резервы как в долларах, так и в юанях. Указанная динамика, заключают немецкие эксперты, сохранится и в случае окончания боев на Украине. Война за ресурсы только начинается, среди приоритетных товаров не только энергоносители, но и продовольствие. Так, Китай хочет максимально снизить свою зависимость от мирового рынка продовольствия, где крупнейшими производителями зерна выступают Россия и Украина. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил недавно, что миски китайцев должны быть наполнены китайским рисом.