Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше цены на топливо взмыли вверх, пишет Gazeta. В связи с этим все больше людей выбирают автобусы или поезда вместо личного автомобиля. Однако не все так просто: в многих польских селах общественный транспорт ходит крайне редко или его просто нет. Остается только один выход.
Цены на топливо растут, и все больше людей выбирают общественный транспорт или велосипед. Часть из них видит и другие причины, кроме экономии — здоровье, экология, отсутствие пробок. Но для того, чтобы автомобили оставались на стоянках, даже когда цены упадут, необходимо развитие коммуникаций и инфраструктуры. Или их создание — ведь во многих местах альтернативы нет.
Цены на топливо бьют рекорды, дорожает энергия. Это сказывается и на водителях, и на предприятиях. Все больше польских городов либо повышают цены на билеты на общественный транспорт, либо задумываются об этом. Дорожает и железнодорожное сообщение.
Вождение личного автомобиля также дорожает, и общественный транспорт или велосипед могут стать более привлекательными. Если вообще можно говорить о каком-либо выборе. Мы спросили нескольких людей из разных регионов Польши о том, что побудило их поменять вид транспорта.
"Машина все чаще стоит в гараже"
Пан Юлий живет во Вроцлаве, ездит на работу, за покупками и отвозит ребенка в детский сад. По его словам, чаще всего — независимо от времени года — он пользуется велосипедом. "Машина служит для передвижения на большие расстояния, в другие города, для поездок в выходные", — сказал он. Время от времени он берет машину, чтобы сделать крупные покупки или поехать на работу.
Теперь, после роста цен, он использует ее еще реже. "Совершенно точно с начала конфликта на Украине машина стоит в гараже гораздо больше", — сказал он. Для поездки в другой город он уже несколько раз выбирал поезд. "Дорога занимает теоретически больше времени, но это намного дешевле, даже для семьи из трех человек", — заметил он. И добавил, что, даже когда цены на бензин вернутся на прежний уровень, поезд не потеряет для него своей привлекательности.
Живущий в Кракове пан Михал обычно передвигается по городу и за его пределами на машине. "Рост цен на топливо я ощущаю умеренно — то есть езжу достаточно много, чтобы ощутить рост цен, но не настолько, чтобы это существенно отягощало мой бюджет, — сказал он. — Рост цен частично повлиял на мои привычки. Я пересел с машины на велосипед в качестве основного вида транспорта при поездке на работу. Рост цен на топливо, безусловно, мотивирует в этом вопросе, но для меня также было важно собственное здоровье". По его словам, еще одним стимулом для смены вида транспорта являются и наличие велодорожек, а также частые пробки. На большие расстояния он продолжает передвигаться в основном на машине, потому что, по его словам, поезда ненамного дешевле, а автомобиль означает больше комфорта, особенно когда речь идет о том, чтобы добраться до небольших городов.
Другой читатель из Ломянок, что под Варшавой, признает, что из-за роста цен гораздо меньше ездит на машине. "Предпочитаю тратить больше времени на проезд на транспорте, чем сжигать больше топлива. Сестра, которая живет на другой стороне Варшавы, также пользуется общественным транспортом, когда может, — заявил он. — Однако проезд на общественном транспорте занимает больше времени, и автобусы ходят редко. Если цены упадут до 6 злотых за литр, это, безусловно, будет означать соблазн вернуться к прежним привычкам".
В некоторых европейских странах — в том числе Германии, Ирландии, Италии — в связи с инфляцией и дорогим топливом вводятся специальные скидки, дешевые билеты, субсидии. Таким образом государство может не только помочь гражданам, пострадавшим от повышения цен, но и убедить больше людей использовать общественный транспорт, который полезнее для здоровья и окружающей среды. То, что внесенные таким образом изменения могут задержаться надолго, показывает пример Парижа. Во время пандемии там быстро построили сеть велодорожек, и количество людей, выбирающих этот вид транспорта, значительно увеличилось — и эти изменения остались и после локдаунов.
Если общественного транспорта нет, остается стиснуть зубы
Альтернативы в виде общественного транспорта нет у одного из читателей, который живет в деревне в Поморском воеводстве. Он ездит на работу в другой город. "Я всегда передвигаюсь на машине, поэтому сильно ощущаю рост цен на топливо", — говорил он.
Общественный транспорт теоретически есть, но на практике не является альтернативой автомобилю. "До одного из соседних городов ездит автобус в 6 утра, который возвращается в 16. А в другой город ездят частные автобусы около 7 утра и возвращаются между 14 и 15. Но ни один из них не проезжает через населенный пункт, в котором находится моя работа", — сказал он. Чтобы автобусы стали альтернативой автомобилям, им нужно курсировать чаще — в том числе днем и вечером, чтобы можно было вернуться с работы или встреч.
"Если топливо еще больше подорожает, то люди все равно будут его покупать — ведь надо как-то на работу добираться", — заявил читатель и добавил, что раньше через его деревню проезжал поезд, на котором можно было добраться до городов. "Было много направлений, но в 90-е годы их ликвидировали. А теперь даже рельсов нет", — сказал он.
"На чем еще мы должны экономить?": британцы столкнулись с массой проблем из-за стремительного роста цен на топливоСтрахи среди пожилых британцев крепнут по мере того, как украинский конфликт увеличивает их затраты на электроэнергию, которые и без того сильно выросли из-за инфляции, пишет The New Tork Times. Следующей зимой они готовятся жечь костры в саду.
01.05.202200
В подобной ситуации находится еще один читатель, который живет в деревне на границе Куявско-Поморского и Поморского воеводств. Он также ездит на работу в другой город. "Рост цен на топливо я определенно чувствую, но на велосипеде или пешком могу добраться до магазина в соседней деревне. Из-за отсутствия альтернативы ехать куда-либо дальше означает ехать на машине", — сказал он и добавил, что просто старается минимизировать свои вылазки. "Ездят два-три автобуса в школьные дни, но поездка занимает в два раза дольше, чем на автомобиле. Не все они прямые, ну и не соотносятся с рабочими часами", — заключил он.
Это проблема для огромной части небольших населенных пунктов и деревень. В Польше 11 тысяч населенных пунктов, в которых не ходит общественный транспорт. Перед последними выборами партия "Право и Справедливость" объявила борьбу с проблемой транспортной недоступности. Но в прошлом году в ответ на вопросы омбудсмена Министерства инфраструктуры умыло руки. "Роль местных органов власти заключается в признании транспортных потребностей жителей и организации соответствующей транспортной сети", — говорится в сообщении Министерства.
Пани Анне из Бытома нужно проехать 35 километров, чтобы добраться на работу в другом городе. "Использовать общественный транспорт либо невозможно, либо это займет более 1,5 часов", — говорит она. Женщине приходится сталкиваться с растущими затратами. Теперь она тратит на топливо около 450 злотых в месяц. До роста цен это было примерно на 100 злотых меньше, и тогда она делила расходы с коллегой. Для нее было проще работать удаленно, и теперь она с удовольствием продолжала бы работать в смешанном режиме. Но на это начальник не согласен.
Между тем, такое решение поможет не только сэкономить, но и сократить выбросы выхлопных газов и CO2. Работа из дома несколько дней в неделю стала одной из рекомендаций Международного энергетического агентства по вопросам сокращения потребления топлива.
Мы все чаще пересаживаемся на велосипед
О том, что под влиянием высоких цен на топливо люди пересаживаются на велосипеды, также говорят данные, хотя и не те, которые касаются использования топлива. Потому что это в первые три месяца года... оно увеличилось.
Польская организация нефтяной промышленности и торговли сообщила, что в первом квартале 2022 года спрос на дизельное топливо вырос на 10% по сравнению с 2021 годом. Еще больше выросли продажи бензина: аж на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года. С одной стороны, этому способствовала спецоперация на Украине: через Польшу проехали миллионы беженцев, а почти 1,3 миллиона остались в нашей стране; в другую сторону едут волонтеры. В начале конфликта некоторые в панике скупали топливо со станций. С другой стороны, больше топлива покупают у нас жители соседних государств, где оно еще дороже.
Однако эти данные не показывают того, что многие из нас из-за высоких цен так или иначе ограничивают расход топлива. По данным исследования Clear Communication Group, все больше поляков используют общественный транспорт, велосипеды или электрические самокаты.
Уменьшение зависимости ЕС от российского ископаемого топлива будет способствовать достижению климатических целейЕвропейский Союз может снизить зависимость от российского ископаемого топлива на 66% к 2025 году, пишет турецкое агентство Anadolu. Однако для этого, по мнению автора, европейцам нужно будет всерьез задуматься об энергосбережении.
29.04.202200
У 73% респондентов есть собственный автомобиль. И уже 60% опрошенных ограничили использование автомобилей в пользу собственных или арендованных двухколесных транспортных средств. Для большинства из них высокие цены являются лишь одной из причин. Они выбирают велосипед также по экологическим причинам, чтобы уменьшить загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов.
54% респондентов, проживающих в городах, утверждают, что благодаря велосипедам и самокатам они избегают пробок и, таким образом, быстрее проезжают намеченные маршруты.