Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В декабре 1990 года Китай стал единственной страной, получившей разрешение СССР на приобретение истребителей Су-27, пишет MWM. Самым боеспособным истребителем Китая в то время был J-7 — производная от МиГ-21 1959 года.
Свои первые боевые самолеты четвертого поколения Советский Союз начал вводить в эксплуатацию в конце 1970-х. В 1979 году флот пополнился ударным истребителем Су-24М, в 1981 году последовал тяжелый перехватчик МиГ-31, в 1982 — средний истребитель МиГ-29, а в 1985 — тяжелый истребитель для завоевания господства в воздухе Су-27. Из них в наибольшем масштабе производился МиГ-29: он имел самые низкие эксплуатационные расходы и разрабатывался с прицелом на экспорт. К концу 1991 года советские вооруженные силы насчитывали свыше 800 единиц. Еще сотни были проданы по всему миру — причем не только коммунистическим странам вроде Кубы, Северной Кореи и Восточной Германии, но и нейтральным государствам вроде Ирака, Ирана и Индии. Хотя в первые годы холодной войны СССР охотно экспортировал наиболее боеспособные из своих истребителей, из соображений секретности ни МиГ-31, ни Су-27 за границу не продавались, и единственным из тяжелых истребителей-перехватчиков на экспорт шел более старый МиГ-25 третьего поколения, который завоевал популярность в Индии и арабском мире. Однако ограниченное количество Су-27 после окончания холодной войны все же пошло на экспорт. Всего за несколько месяцев до краха СССР эти истребители получил всего один клиент, и эта сделка предрекла массовый приход Су-27 на постсоветский рынок.
В декабре 1990 года Китай стал единственной страной, получившей разрешение Советского Союза на приобретение истребителей Су-27: было подписано соглашение на поставку 24 самолетов. Продажа советских истребителей четвертого поколения в Китай началась обсуждаться в 1988 году. Тогда будущей основой истребительного флота Китая, который к тому моменту отставал от СССР и США в технологическом отношении почти на три десятилетия, назывались МиГ-29 и Су-24, предлагавшиеся экспортным клиентам по всему миру. Самым боеспособным истребителем на вооружении Китая в то время был J-7 — производная от МиГ-21, поступившего на вооружение советского флота аж в 1959 году. К тому же по своим возможностям китайский вариант уступал даже последним советским МиГ-21. При этом и он эксплуатировался в ограниченном количестве, тогда как основную часть китайского парка составляли модификации устарелого МиГ-19, который впервые поднялся в воздух в 1952 году и даже истребителем второго поколения считался с натяжкой. Таким образом, какой бы самолет четвертого поколения Китай ни приобрел, это был бы огромный технологический скачок вперед. При этом китайские переговорщики все же настаивали на Су-27, который имел наибольшую дальность полета, наибольшую универсальность и в целом считался самым совершенным.
Мотивация же СССР к сделке на экспорт Су-27 вызывает споры. Одни утверждают, что на переговорах китайские чиновники, учившиеся в СССР, вспоминали 1950-е как годы братского сотрудничества и убеждали советских коллег эмоциональными доводами. Другие считают, что пойти на уступки СССР вынудило геополитическое положение и потребность в сотрудничестве с Китаем. Отношения Пекина с Западом с 1989 года начали ухудшаться, и риск, что Китай скомпрометирует технологии Су-27 и передаст их потенциальным противникам Москвы, был незначительным, — в отличие от клиентов вроде Египта и Индонезии, которые в 1970-х передавали самые боеспособные истребители советской постройки США. Некоторые даже предполагали, что сделка станет первым шагом на пути к более тесному сотрудничеству и взаимодействию между коммунистическими державами: Китай на тот момент даже задумался о производстве советских истребителей на своей территории по лицензии, а с точки зрения Москвы это не только укрепило бы позиции ценного партнера, но и обеспечило бы важный источник средств для программы Су-27. Однако это сотрудничество так и не состоялось, поскольку СССР распался в декабре 1991 года, поставив Китаю всего три истребителя Су-27 (и это единственные три экспортных модели в истории). Зато впоследствии Россия выполнила контрактные обязательства и подписала еще ряд соглашений об экспорте истребителей семейства Су-27 в Китай в середине 2000-х.
С распадом СССР производство Cу-27 резко сократилось из-за почти полной остановки заказов от бывших советских республик, в результате чего программа сильно зависела от поддержки Китая. Однако даже общность техники не позволяла ни совместных учений, ни дальнейшего сотрудничества из-за плачевного состояния ВВС России в 1990-е годы, когда налёта у пилотов не хватало не то что для повышения боеспособности, а для элементарных норм безопасности. И все же впоследствии Китай станет ведущим оператором Су-27 и произведет собственные усовершенствованные модификации, которые во многих отношениях считаются совершеннее российских аналогов и имеют малозаметное покрытие, радары с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и ракеты класса "воздух – воздух".
Хотя впоследствии Су-27 и его производные отправились на экспорт по всему миру, разрешение на их передачу Китаю могло стать началом серьезного партнерства в сфере безопасности, если бы внутренняя политика СССР не рухнула в течение года после подписания контракта. Сегодня и Китай, и Россия практически вывели Су-27 из эксплуатации, причем последняя отдала предпочтение его более совершенным модификациям вроде Су-35С, а первый — широкому спектру истребителей, включая невидимки пятого поколения J-20.
Отставая на целых три десятилетия еще в 1991 году, уже к концу 2010-х Китай оказался по истребительной авиации в одной лиге с США, а его J-20 — второй после F-35 серийный истребитель пятого поколения, развернутый в масштабе эскадрильи. Многообещающая же советская программа пятого поколения МиГ 1.42, напротив, в 1990-х годах провалилась, а пришедший ей на смену Су-57 продвигается крайне медленно в результате эрозии российской экономики и технологического сектора после распада Советского Союза. В результате Россия и Китай словно поменялись ролями: первая не может продвинуться дальше четвертого поколения уже 40 лет, а второй стал лидером в технологиях пятого поколения гораздо быстрее, чем предполагалось.