Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В неразберихе военных переворотов в Мали, Буркине-Фасо и других африканских странах наметилась благоприятная для России тенденция, пишет Liberation. Новые режимы в этих государствах враждебно относятся к Франции, а Москву ждут с распростертыми объятиями, отмечает автор.
Опишем ситуацию вкратце: лидер хунты, пришедший к власти в январе, подтвердил в воскресенье, что уходит в отставку. В Уагадугу ситуация остается неопределенной. Ясно одно: к Франции здесь отношение враждебное, а вот российские военизированные формирования здесь ждут с распростертыми объятиями.
Президент объявляет об отставке
Очевидное спокойствие Розины, которая уверенными жестами чистит ножом огурцы и лук за металлической стойкой у края дороги, контрастирует с сообщениями французских СМИ о мощных политических потрясениях, которые происходят в столице бывшей Верхней Вольты (ныне Буркина Фасо) с утра пятницы. Переворот вас не беспокоит? Она пожимает плечами, улыбается с выражением покорности судьбе: "Что поделаешь!" Три дня дул ветер нового путча, второго с начала года. Пятнадцать военных объявили еще в пятницу вечером по государственному радио и телевидению (RTB), что они "отстранили от должности" президента Патриотического движения за спасение и восстановление (ПДСВ) Поля-Анри Сандаого Дамибу за неспособность справиться с продолжающимся ухудшением ситуации с безопасностью. Вся ирония в том, что ПДСВ — это тоже хунта, пришедшая к власти вооруженным путем.
Было обнародовано имя нового лидера Ибрагима Траоре. 34-летний капитан с марта командовал артиллерийским полком Кая (100 км к северо-востоку от Уагадугу).
Все это произошло, напомним, еще в пятницу. Но президент Дамиба объявил о своей отставке лишь в воскресенье в середине дня. Причиной задержки, очевидно, стали бои: в субботу в центре столицы продолжали греметь выстрелы. Колонна из 4-5 единиц бронетехники была развернута у большого центрального рынка, а над районом на малой высоте пролетел вертолет... И тут стало ясно, что власть поменялась.
В целом этот одиннадцатый государственный переворот в истории Верхней Вольты, ставшей в 1984 году называться государством Буркина-Фасо, — довольно странный путч. Предыдущий путч, случившийся 24 января этого года, был завершен за два дня. Начиная с мятежа в казарме, куда незаметно проникли путчисты, заканчивая на следующий день в 17:30 пресс-релизом, прочитанным по национальному телевидению. Теперь путч получился еще короче. Очевидно, новые власти правы: необходимо и вправду усилить борьбу с вооруженными террористическими группами, ответственными за гибель 10 000 гражданских лиц и солдат в период с 2015 года. Это намного больше, чем гибнет при путчах.
Чествование России
В перевороте были задействованы те же люди из подразделения спецназа "Кобра", которые устроили прошлый путч. К ним присоединились многочисленные разъяренные буркинийцы, недовольные тем, как Франция вела себя в последние годы в их стране, бывшей французской колонии. Ситуация быстро выходит из-под контроля. Имели место неоднократные нападения на посольство Франции в Уагадугу и Французский институт в Бобо-Диулассо (второй город страны). Новая власть издает грозные директивы, направленные против предполагаемой поддержки французскими силами свергнутого президента Дамибы. Всюду слышны призывы к насилию против "империализма" и его носителей — французов.
Стоит отметить, что в народных лозунгах на митингах и в СМИ здесь постоянно чествуют Россию. Посреди этого хаоса в субботу днем на RTB было зачитано пафосное коммюнике "Патриотического движения за спасение и восстановление" (MPSR, или в русской аббревиатуре ПДСВ). Из сообщения следует, что свергнутый президент, подполковник Дамиба, возможно, укрывается на французской военной базе. И, похоже, его цель — контрнаступление. ПДСВ цитирует его "твердое намерение обратиться к другим партнерам, готовым помочь нам в нашей борьбе с терроризмом".
Пригожин приветствует "эру деколонизации"
Все внимание приковано к российской частной военной компании (ЧВК) "Вагнер" и малийскому сценарию. Через несколько месяцев после "путча внутри путча" 24 мая 2021 года российские военизированные формирования были развернуты в центральной части Мали для поддержки борьбы с терроризмом. В Буркина-Фасо на следующий день после переворота 24 января Евгений Пригожин, близкий к Кремлю бизнесмен, стоящий за ЧВК "Вагнер", приветствовал "новую эру деколонизации". При этом Александр Иванов, российский инструктор, находившийся в Центральноафриканской Республике (ЦАР), поспешил предложить свои услуги и властям Уагадугу, опираясь на растущую критику французского военного присутствия в Сахеле и нежелание властей Буркина-Фасо искать поддержки у сил операции "Бархан". (Проводимая к югу от Сахары уже несколько лет контр-террористическая операция, направленная против местных джихадистов, не дала результата, несмотря на участие западных военных — прим. ИноСМИ.)
Однако в субботу вечером тон путчистов по отношению к французскому партнеру смягчился. Отказываясь от помощи Франции и любой поддержки со стороны Парижа, новый правитель, капитан Траоре сказал с оттенком иронии во время интервью для France 24: "У меня сложилось впечатление, что коммюнике вас очень огорчает... Но не волнуйтесь. У нас сегодня есть другие партнеры, готовые нас поддержать. И это не только Россия. Хотя Россия играет важную роль, вовсе не обязательно все внимание обращать на Россию".
Развязка уже близко
"Вопрос о партнерстве в сфере обороны является важным моментом, учитывая все более явные разногласия между военным аппаратом и ПДСВ. Это также может показаться ложным решением в свете постоянных проблем с безопасностью в Буркина-Фасо", — говорит Константин Гоуви, эксперт по Буркина-Фасо в голландском исследовательском институте Clingendael. "В начале переговоров [между сторонниками Дамибы и сторонниками Траоре] были выдвинуты претензии, связанные с оплатой и льготами определенных подразделений. Но теперь добавился вопрос об иностранных военных партнерах, который в принципе является политическим, а потом прибавилось манипулирование людьми, которые выходят на улицу. Когда такое происходит повсюду, мы не можем продвигаться вперед", — сказал в субботу вечером растерянный высокопоставленный офицер.
В воскресенье утром развязка казалась совсем близкой. Но новое коммюнике "Патриотического движения за сохранение и восстановление" внесло больше сумятицы. В нем граждан призывали успокоиться, в ожидании решения по делу Зунграны. Еще одним ярким моментом разногласий между военными стало освобождение этого офицера, томящегося в военной тюрьме по обвинению в отмывании денег, и как свидетельствуют многие, за его разногласия с Дамибой. Незадолго до этого объявления перед зданием радио и телевидения собрались сотни демонстрантов. "Франция питается кровью африканцев", "Россия или никто! Францию — на помойку!" — скандировали демонстранты. "Антифранцузские и пророссийские настроения настолько сильны, что русским больше не нужны никакие тролли, поезд тронулся", — резюмирует наблюдатель от общественных движений.
Тем временем в городе Джибо, который с 17 февраля заблокирован вооруженными террористическими группировками, был организован очередной митинг, на этот раз матерей семейств, страдающих от нехватки продовольствия. На этой неделе в этой местности от голода умерло несколько детей.
Автор: Аньес Февр (Agnès Faivre)
Досье Liberation: итоги событий
Итак, группа военных совершила в Буркина-Фасо государственный переворот 30 сентября, она объявила, что подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба смещен с поста президента страны. Новым лидером Буркина-Фасо стал капитан Траоре. Он возглавил руководящую "патриотическую" политическую силу страны — Патриотическое движение за сохранение и восстановление (ПДСВ). Захватившие власть военные объявили о роспуске правительства, приостановке действия конституции и любой политической деятельности. Как сообщила радиостанция "Радио Франс интернасьональ", 2 октября Дамиба дал согласие на требование путчистов об отставке и уехал в Того.