Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Эрдоган сделал ряд громких заявлений на саммите в Праге, в том числе и в отношении Греции, сообщает Yeni Şafak. Он заявил, что Афины не станут говорить с Анкарой, ведь им для этого нужно разрешение НАТО.
Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция является незаменимой страной для Европы. Турецкий лидер, принявший участие в саммите Европейского политического сообщества в Праге, отметил: "Происходящие события показывают, что Турция является ключевой страной для союза и для Европы. Об этом говорили и наши собеседники на саммите".
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в саммите Европейского политического сообщества в столице Чехии, Праге. Выступая на пресс-конференции и касаясь роли Анкары как посредника между Москвой и Киевом, глава государства заявил: "Происходящие события показывают, что Турция является ключевой страной для союза и для Европы. Об этом говорили и наши собеседники на саммите. Особенно высоко оценивается посредническая роль нашей страны в российско-украинском конфликте".
В отношениях с Арменией цель — полная нормализация
"Турция незаменима в преодолении вызовов, стоящих перед ЕС, — сказал президент. — Я увидел, что наши европейские друзья тоже начинают признавать эту истину".
Основные тезисы выступления Реджепа Тайипа Эрдогана по вопросу отношений с Арменией были следующие:
"У нас состоялась встреча с премьер-министром Армении, Николом Пашиняном. Искренне верю, что мы сможем достичь нашей цели — полной нормализации на основе добрососедских отношений в регионе. Встреча прошла в дружелюбной атмосфере, обсуждались некоторые требования. Мы продолжаем работать над всем этим, начиная от грузоперевозок и заканчивая авиаперевозками. Мы дали необходимые поручения как специальным представителям, так и министрам иностранных дел".
Мы можем встретиться и с президентом Сирии
"Когда придет время, мы можем пойти по пути проведения встречи и с президентом Сирии. Переговоры уже ведутся на более низком уровне. Сегодня о такой встрече речи не идет. Но я не говорю, что это невозможно. Поэтому в свое время мы можем встретиться и с Башаром Асадом. Все, чего мы хотим в Сирии, так это очистить территории от террористических группировок. Вы знаете, что в настоящее время мы предпринимаем шаги для ускорения возвращения сирийцев на родину и строим здесь брикетные дома".
Тот, кто на нас нападет, получит ответ
"Мы видим, что некоторые страны ЕС вместо сотрудничества и добрососедства с Турцией предпочитают эскалацию. Мы не хотим напряженности ни с кем из наших соседей. Мы неоднократно заявляли, что хотим решить проблемы в Восточном Средиземноморье и Эгейском море в рамках международного права. Мы боремся исключительно за защиту интересов нашей страны и турок-киприотов".
Отвечая на вопрос, имелось ли в виду нападение на Грецию под фразой "Мы можем прийти внезапно однажды ночью", турецкий лидер отметил: "Полагаю, вы поняли мысль. Это касается не только Греции. Какая бы страна нас ни беспокоила, ни нападала на нас, ответ всем им: “Мы можем прийти внезапно однажды ночью”. Именно так они должны это понимать. Сейчас вы это поняли, и они, вероятно, тоже".
Многозначительный ответ на предложение Мицотакиса "поговорить"
Президент Турции рассказал также о диалоге, который состоялся у него с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом на ужине по случаю саммита.
Обеспокоенный речью турецкого лидера Мицотакис сказал: "Давайте встретимся, поговорим".
Эрдоган ответил: "Мы и сейчас разговариваем. Но вам нужно получить разрешение откуда-то". Премьер-министр Греции продолжил: "Нет, мне не нужно разрешение".
"Все зашло так далеко, что вы не можете говорить без разрешения", — подчеркнул Эрдоган Мицотакису. — Ваши собеседники известны, вы можете говорить с ними, а нам обсуждать с Грецией нечего. Мы надеемся, что со временем у нас появится возможность провести переговоры".
Наши жены хорошо ладят, а мы — нет
Реджеп Тайип Эрдоган, побеседовавший также с президентом Франции Эммануэлем Макроном, предложил: "Макрон, давай и тебя возьмем в Тюркский союз".
Касаясь этой темы во время пресс-конференции, турецкий лидер заявил: "Макрон придет — так и сказал. Спросил, когда ехать и что, если придет после G20. Я сказал: “Приходи, но вместе с супругой”... Мы даже пошутили: “Наши жены хорошо ладят, а мы с тобой никак не можем”".
С Финляндией и Швецией разные ситуации
"Немногим ранее здесь была премьер-министр Швеции (Магдалена Андерссон). У нас состоялась встреча. Мы и в этот раз говорили обо всем открыто. Пока в Швеции продолжаются марши террористических организаций, пока террористы присутствуют в парламенте, наше отношение к Швеции не будет позитивным. Мы также провели короткую встречу с премьер-министром Финляндии. Все прошло хорошо. Я сказал, что у нас с Финляндией другие отношения, нежели со Швецией. Финляндия — это не место, где бушует терроризм. А Швеция — именно такая страна. По Финляндии и Швеции решение должна принять НАТО. Если оно будет в пользу Финляндии, то и мы сделаем все возможное в этом отношении".
Дипломатический трафик в Пражском Граде
В рамках своих контактов на полях саммита Эрдоган провел двусторонние и трехсторонние встречи с лидерами-участниками. Так, турецкий лидер встретился в Пражском Граде с премьер-министром Чехии Петром Фиалой, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Армении Николом Пашиняном, премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, президентом Франции Эммануэлем Макроном, президентом Швейцарии Иньяцио Кассисом, лидером греческой администрации Южного Кипра Никосом Анастасиадисом, председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, премьер-министром Испании Педро Санчесом, премьер-министром Великобритании Лиз Трасс, премьер-министром Швеции Магдаленой Андерссон, премьер-министром Нидерландов Марком Рютте, президентом Болгарии Руменом Радевым.
Автор: Сернур Яссыкая (Sernur Yassıkaya)