Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа поспешила обвинить США в попытке нажиться на ее беде, связанной с высокими ценами на газ, пишет Forbes. Но она ошибается. На самом деле, виновники – это европейские компании-посредники, так как именно они решают, по каким ценам продавать СПГ.
Стивен Майлс (StevenR. Miles), Анна Микульска (AnnaMikulska)
Цены на природный газ в Европе подскочили до уровня, который вряд ли кто-то до 2021 года ожидал увидеть. Европейские правительства, особенно те, которых скоро должны переизбрать, по понятным причинам обеспокоены будущим. Экономические трудности, вызванные повышением цен на энергию, подрывают перспективы. Неудивительно, что виновника стали искать и за пределами России! В конце концов, кто-то же наживается на продаже природного газа, в то время как в Европе цены на топливо во много раз превышают его стоимость в странах, экспортирующих СПГ. Кто-то, как, например, немецкий министр экономики Роберт Хабек (Robert Habeck), начал критиковать США и другие "дружественные" страны, поставляющие СПГ, за то, что они извлекают выгоду из "астрономических цен". Французский президент Эммануэль Макрон тоже не отстает. Он обвинил США в "двойных стандартах", потому что "стоимость американского газа в три-четыре раза ниже на внутреннем рынке, чем цена [СПГ], по которой его предлагают европейцам".
И хотя американские экспортёры сжиженного газа по всем меркам преуспевают в сложившейся обстановке, они не единственные, кто наслаждается большей частью преимуществ ограниченного рынка и заоблачных цен в Европе. Всё дело в том, что контракты американских экспортёров СПГ имеют совершенно иную структуру в плане условий формирования цен и гибкости по сравнению с контрактами почти всех остальных поставщиков этого топлива в мире.
Во-первых, при формировании цены на американский СПГ ориентируются на Henry Hub (HH) — газовый хаб недалеко от побережья Мексиканского залива, которые представляет собой главный пункт для спотовых и фьючерсных контрактов, торгующихся на бирже США. За последний год цены на американском Henry Hub значительно выросли, но они блекнут в сравнении с тем, что происходит на европейском хабе. Американские СПГ-контракты, как правило, либо связаны с обслуживанием, — в этом случае компания не имеет права собственности на топливо — либо с продажей на условиях "франко-борт" (FOB, когда поставщик освобождается от ответственности после погрузки товара на судно. – Прим. ИноСМИ.). В обоих случаях американские СПГ-экспортёры перестают нести ответственность или владеть продуктом после перегрузки товара на танкер на погрузочной платформе в США. С этого момента покупатель сам решает, где и по какой цене продавать топливо. Фактически цель европейского закона о конкуренции состоит в том, чтобы запретить продавцу, поставляющему газ в Европу, контролировать пункт назначения и цену, как только он лишается прав на СПГ! С учётом высоких цен, Европа сейчас является одним из основных рынков сбыта такого газа, но ни американские экспортёры, ни американские производители газа не набивают себе карманы, присваивая огромную разницу между спотовыми ценами на HH и в Европе. Огромную прибыль получают именно компании-посредники, которые покупают природный газ или СПГ в США, а затем продают его в Европе.
Так кто же эти посредники, которым повезло с надбавкой в размере 400%? По иронии судьбы, несмотря на жалобы президента Макрона и министра Хабека, большая часть этих компаний европейские. Среди них нет почти ни одной американской. Взять, к примеру, покупателей, подписавших долгосрочные контракты на поставку СПГ с американскими экспортёрами. Данные об этих покупателях находятся в открытом доступе, но крупнейшие из них — это корпорации, базирующиеся в … Париже, Гааге, Лондоне, а также газовые компании из Испании, Португалии, Италии и даже Германии. Есть ещё другие крупные клиенты из Японии, Кореи, Индии и других стран. Но что самое важное, так это то, что напрямую в Европу американские компании по долгосрочным контрактам экспортируют очень мало СПГ, и эти объемы почти никогда не продают по ценам континента.
Вторая категория игроков, которым выгодно покупать американское топливо и продавать его в Европе, — это трейдеры. Эти компании покупают СПГ на вторичном рынке (скорее в розницу, чем оптом). Вы, конечно же, подумали, что это американские компании? Большинство — нет. Если американские экспортёры сжиженного газа сами и продают товар в Европу, то это в основном избыточные грузы, оставшиеся после выполнения основных контрактов (которые составляют около 95% от всех мощностей). На самом деле большую часть торговых операций с СПГ ведут трейдеры, базирующиеся в Швейцарии и иногда в Лондоне.
Независимо от того, кто извлекает выгоду, президент Макрон и министр Хабек правы в том, что европейцы платят "астрономические" суммы за природный газ, которые в несколько раз превышают цены на американском HH. Но этого не должно было произойти.
На протяжении нескольких десятилетий, несмотря на противоположную политику, разнообразие в выборе поставщиков энергии в Европу сокращалось. В частности, Восточная Европа привыкла к увеличению объёмов российского газа в регион, который в итоге стал зависеть от поставок из России на 45%. В прошлом американские СПГ-экспортёры предлагали европейским компаниям долгосрочные контракты по гораздо более низким ценам, чем континент платит сейчас, но безрезультатно. Американские президенты, что демократы, что республиканцы, настойчиво призывали Германию построить СПГ-терминал, чтобы у неё был запасной вариант, на случай если Россия сыграет с ней злую шутку. Но предложение отклонили из-за "недостаточного запроса" со стороны потребителей в 2020 году. Теперь Германия, четвёртая по величине мировая экономика, не имеет мощностей для импорта СПГ (хотя ситуация скоро изменится благодаря быстрому запуску плавучих терминалов в декабре и начале следующего года). В свою очередь, Франция в 2020 году отказалась от долгосрочных торговых контрактов между своим крупнейшим поставщиком на внутренний рынок природного газа Engieи американским СПГ-экспортёром NextDecade. Контракт позволил бы французским потребителям получить топливо по ценам, которые были бы ближе к внутренним показателям США, чем Европы.
Ещё одна причина, по которой европейские страны платят такие огромные суммы за оптовые поставки природного газа, связана не с жадностью компаний, а с тем, что рынок, державшийся на российских поставках, рухнул, а альтернативы им в тот момент под рукой не оказалось. Американский СПГ может быть доступен по более низким ценам, чем сейчас на европейских хабах, но для этого потребуются дополнительные мощности, на строительство которых потребуется три-четыре года. Единственная доступная сейчас альтернатива — приобрести газ, когда запасы опустеют. А это значит покупать на спотовом рынке, что в связи с сокращением поставок из России ведёт к высоким розничным ценам.
Президенту Макрону и министру Хабеку не нужно смотреть по другую сторону океана, чтобы увидеть, кто наживается на таких ценах. Достаточно посмотреть, что происходит у них под носом.