Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Болгарии объявили об "историческом соглашении" с Турцией по газу, пишет "Дневник". Софии предоставят доступ к турецким СПГ-терминалам. Но покупать голубое топливо она будет не у "всех мировых производителей", как заявили в правительстве, а у все той же России, от газа которой отказалась ранее.
Венцеслава Кожухарова
После 24 февраля энергетическую карту Европы перерисовали: в начале 2022 года Россия была крупнейшим импортером газа в Европу. В 2021 на нее приходилось около 45% импорта, а летом 2022 зависимость от "Газпром" значительно снизилась – до 17%.
Это привело к принятию некоторых мер, призванных обеспечить общую энергетическую безопасность ЕС. Болгария не стала исключением – в апреле 2022 она стала одной из первых стран, в которые Россия полностью прекратила поставки газа, и тогдашнее правительство Кирила Петкова заняло твердую позицию против расчетов в рублях и, соответственно, потенциального импорта российского газа.
После всех прошлогодних спекуляций с газом в начале 2023 года президент Болгарии Румен Радев объявил об "историческом соглашении" - так он назвал новую сделку с Турцией. Единственное, что пока о ней известно – Болгария получит доступ к газотранспортной инфраструктуре Турции, прежде всего к СПГ-терминалам; ранее Турция отказывалась предоставлять доступ. Болгария получит возможность получать 1,5 миллиарда кубометров газа в год, посредником выступает турецкая государственная компания-монополист Botas, а транспортировка будет осуществляться по старому Трансбалканскому газопроводу.
На данный момент о сделке известно немного, но главный вопрос – что это будет за газ. Фактически в сделке оговорен только доступ к терминалам, но не газ. Об источнике ничего не известно.
В декабре 2022 российские информационные агентства сообщали о телефонном разговоре президентов России и Турции, в котором среди прочего обсуждалось позиционирование "регионального газового хаба" в Турции, который будет работать на российском газе. Экономический интерес России к этому хабу очевиден – после изменения геополитической ситуации экспорт в Европу сократился вдвое. Большинство стран ЕС ищут способ еще больше снизить зависимость от российского сырья. Путинская Россия заинтересована в том, чтобы обходным путем вернуть свои сильные позиции в Европе, которые она сейчас стремительно теряет. Говоря о хабе, Путин прямо признает, что это простой способ выйти на европейский рынок, учитывая нежелание Европы покупать газ напрямую у "Газпром".
Учитывая совокупность факторов - переговоры между Турцией и Россией о превращении Турции в хаб для российского газа в конце 2022 года, стремление обеих стран быть энергетическим фактором, тот факт, что до сих пор Турция никогда не давала доступ к своим СПГ-терминалам и желание болгарского правительства возобновить переговоры с "Газпром" прошлым летом, чтобы получить доступ к более дешевому российскому газу – можно предположить, что это не совпадения. Даже сам министр энергетики Турции Фатих Дёнмез определил сделку с Болгарией как первый шаг в строительстве нового хаба.
Не исключено, что Болгария будет импортировать газ не от "всех мировых производителей", как утверждает временное правительство, а из России: российский газ составляет около половины импорта из Турции, сейчас Турция – крупнейший импортер российского газа. И хотя мы часто слышим о сжиженном газе из США или Катара, стоит иметь в виду, что и Россия – крупнейший экспортер СПГ, четвертый в мире, сразу после Австралии, Катара и США. Оправдания типа "у газа нет флага" или "если газ покупается на хабе, то он перестает быть российским" делают санкции против России бессмысленными и компрометируют позицию солидарности с Украиной, которую занимают Евросоюз и Болгария как его член, а также прямо противоречат взятому на себя обязательству ЕС отказаться от российского газа к 2030.
На практике сделка Турции и Болгарии будет аналогична сделке с Грецией, которую так часто критиковало временное правительство – импорт газа через посредников. Разница лишь в том, что посредниками будут турки, а не греки. Учитывая, что компания Botas – монополист в Турции, она и будет определять цену, по которой Болгария будет покупать газ. Разумеется, для турок цены будут выгодными; мы о них пока ничего не знаем. Само по себе это не проблема, проблема в неопределенности других факторов этой сделки, которые потенциально могут привести к новой зависимости от России, на этот раз через Турцию. Уже осенью 2022 года Россия заявила о желании увеличить пропускную способность "Турецкого потока" и искать альтернативный маршрут в Европу через Турцию. Болгаро-турецкая сделка может поспособствовать этим амбициям.
Временное правительство и президент Радев заявляют, что эта сделка приведет к дополнительной диверсификации поставок. На самом же деле, похоже, свяжет нас долгосрочным контрактом с другим авторитарным режимом. Оставляя в стороне вопрос о том, нормально ли, что временное правительство заключает долгосрочные сделки, нужно спросить себя, почему мы снова ведем переговоры со страной с непредсказуемой политикой. Диверсификация должна поддерживать энергетическую безопасность, а эта сделка может привести к обратному результату.
С учетом прошлогодних трудностей с газом и особенно внезапного и неправомерного прекращения поставок со стороны России этот поворот к еще одному авторитарному режиму в сочетании с потенциальным поворотом к Москве необъясним. Вместо того, чтобы искать дополнительные пути увеличения импорта газа, логичнее было бы снизить потребление.
Поэтому мы продолжаем утверждать, что истинная диверсификация означает разворот к использованию возобновляемых источников энергии – это конкретный способ повысить энергетическую безопасность и предсказуемость цен.