Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Дизельное топливо – одно из ключевых в мировой экономике, его подорожание закладывается в цену практически всех товаров. Европейское эмбарго на российский дизель вступает в силу пятого февраля. Автор статьи для Time объясняет, к чему готовиться.
Дэвид Макхью (David McHugh)
Франкфурт, Германия – Европа делает еще один большой шаг в сторону разрыва энергетических связей с Россией: она приняла решение о запрете импорта дизельного топлива и нефтепродуктов, произведенных из сырой нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах.
Запрет Евросоюза вступает в силу пятого февраля. Ранее в действие вступили эмбарго на уголь и большую часть российской нефти. Евросоюз пытается разорвать остатки связей с российскими энергоносителями и перестать пополнять военную казну Кремля на фоне приближающейся годовщины начала специальной военной операции на Украине.
Но новый запрет несет в себе ряд рисков. С момента начала военных действий на Украине цена на дизельное топливо подскочила и может вырасти еще больше, потому что в мировой экономике это топливо является одним из ключевых.
"Мы теряем деньги, пытаясь предоставлять наши услуги", – сказал Ханс-Дитер Зедельмайер (Hans-Dieter Sedelmeier) из немецкой семейной автобусной и туристической компании Rast Reisen.
Практически все, что люди покупают и едят, в тот или иной момент перевозится на грузовиках, которые в основном работают на дизельном топливе. На нем также работает сельскохозяйственная техника, городские автобусы и промышленное оборудование. Возможное подорожание дизельного топлива закладывается в цену практически всех товаров, что в свою очередь подстегивает инфляцию, которая серьезно осложняет жизнь людей по всему миру.
Ниже приведены ключевые моменты, касающиеся грядущего европейского эмбарго.
Приведет ли эмбарго к росту цен на дизельное топливо?
Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Как и сырая нефть, дизельное топливо продается по всему миру, и Европа могла бы поискать новые источники поставок, включая Соединенные Штаты, Индию или страны Ближнего Востока. Если все пройдет гладко, воздействие на цены может быть временным и не слишком существенным.
Встревоженная Европа закупает дизельное топливо в преддверии вступления в силу запрета на импорт российских нефтепродуктовВ преддверии вступления в силу запрета на импорт российских нефтепродуктов европейские страны в огромных количествах закупают дизельное топливо, чтобы спасти себя от его дефицита, сообщает Politico. В декабре объемы закупок стали беспрецедентными.
14.01.202300
Европа уже сократила импорт российского дизельного топлива почти на половину – с 50% от общего объема до начала военных действий на Украине до 27%. По данным S&P Global, американские компании увеличили поставки до рекордного уровня: с 34 тысяч баррелей в день в начале 2022 года до 237 тысяч баррелей в день в январе.
Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон (Kadri Simson) утверждает, что у рынков было время на адаптацию, поскольку о введении запрета было объявлено еще в июне. Более того, европейцы, по-видимому, успели запастись российским дизельным топливом до установленного срока, потому что в декабре его импорт вырос.
Есть еще один осложняющий фактор: "Большая семерка" сейчас говорит о введении ценового потолка для российского дизельного топлива, которое отправляется в другие страны, наподобие ограничений цены, уже действующих в отношении российской нефти. Как и в случае с нефтью, идея состоит в том, чтобы обеспечить поставки российского дизельного топлива на мировые рынки, но при этом сократить доходы Москвы.
Если ограничение сработает, как запланировано, глобальные потоки дизельного топлива должны перераспределиться, при этом Европа найдет новых поставщиков, а российское дизельное топливо обретет новых клиентов без серьезных потерь.
Однако довольно трудно спрогнозировать, как этот ценовой потолок сработает, не имея данных о том, на каком уровне установится цена и захочет ли Россия нанести ответный удар, приостановив поставки.
"Когда российский экспорт по какой-либо причине ограничен, это, конечно же, вызывает определенные проблемы в процессе перераспределения в целом, – сказал Хеди Грати (Hedi Grati), руководитель отдела исследований в области топлива и нефтепереработки в Европе в S&P Global Commodity Insights. – Европа будет конкурировать с другими крупными импортерами, и это обернется повышательным давлением на цены".
Если это ограничение не заблокирует большие объемы российского дизельного топлива, то может произойти "кратковременный скачок цен" по мере того, как рынок приспосабливается. Как минимум из-за того, что танкерам придется совершать более долгие плавания в Европу из Соединенных Штатов, с Ближнего Востока или из Индии, чем из российских портов в Балтийском море.
Но в конце этого года Кувейт и Саудовская Аравия запускают новые крупные перерабатывающие предприятия, а в 2024 году то же самое сделает Оман. "Это может еще больше смягчить любые проблемы, связанные с разрывом связей с Россией", –сказал Грати.
Каких целей позволит достичь ограничение цены на дизельное топливо?
Есть надежда, что оно позволит воспроизвести эффект ограничения цены на российскую нефть, которое запрещает западным компаниям, доминирующим в сфере морских перевозок, связываться с российским сырьем стоимостью выше 60 долларов за баррель.
Начался обратный отсчет до эмбарго! Турция будет продавать дизельное топливо Европе по завышенной ценеЕС потребуются альтернативные поставщики дизельного топлива из-за эмбарго на его импорт из России, пишет Haber7. Им может стать Турция, покупающая дизель у Москвы. Анкара будет использовать его на внутреннем рынке, а свое топливо предложит Европе по завышенной цене.
26.01.202300
Москва заявляет, что не станет продавать нефть странам, соблюдающим ценовой потолок, но это ограничение цен и падение спроса из-за замедления мировой экономики означают, что клиенты в Китае, Индии и других странах могут покупать российскую нефть с большими скидками, что сокращает доходы Кремля.
Из-за подорожания нефти цены на дизельное топливо на прошлой неделе превысили отметку в тысячу долларов за тонну, поднявшись с 800 долларов за тонну в начале декабря. Дизельное топливо стоит более чем на 40 долларов за баррель дороже сырой нефти, которая используется для его производства.
По словам Барбары Ламбрехт (Barbara Lambrecht), аналитика из Commerzbank, одной из причин повышения цен стал шторм в Соединенных Штатах, который в конце декабря нарушил работу нефтеперерабатывающих заводов.
Что случится, если дизельное топливо подорожает?
Цены на топливо являются одним из основных факторов, подстегивающих болезненную инфляцию в Европе, которая лишает потребителей покупательской способности и замедляет экономику.
За год цены на дизельное топливо на заправке скакнули с 1,66 евро за литр (6,43 доллара за галлон) до 2,14 евро за литр (8,29 доллара за галлон).
"Это гигантский скачок", – считает Кристофер Шульдес (Christopher Schuldes), руководитель немецкой автотранспортной компании Schuldes Spedition.
У нее есть 27 дизельных грузовиков и 50 сотрудников в маленьком городке Альсбах-Хенляйн между Франкфуртом и Хайдельбергом на юго-западе Германии. Компания уже сократила расходы на топливо, оснастив грузовики эффективными двигателями, отправляя их в рейсы полностью загруженными и обучив сотрудников экономичному вождению.
"Мы уже давно все это сделали – задолго до начала российской военной операции на Украине, – пояснил Шульдес. – У нас больше не осталось возможностей для оптимизации".
Чтобы уменьшить дополнительные расходы на дизельное топливо, компания пыталась договориться о более высоких ценах с клиентами, с которыми у нее долгосрочные контракты. Кто-то согласился, кто-то нет. Даже если контракт допускает повышение цен по мере роста затрат на дизельное топливо, в нем все равно предусмотрена двухмесячная задержка.
Как Россия обходит нефтяные санкции в промышленных масштабахПосле введения санкций Россия продает нефть через "серые", с точки зрения Запада, каналы, пишет The Economist. Они не являются незаконными, но ведут к разобщению энергетической системы и расколу нефтеторговли по геополитическим линиям.
30.01.202300
Что касается эмбарго, Шульдес говорит так: "У меня двойственное отношение к нему. Мне нужно следить за тем, чтобы моя компания оставалась в хорошей форме и чтобы наши закупки были максимально экономичными. С другой стороны, я бы сказал, что поддерживать Россию нельзя".
Автобусная и туристическая компания Rast Reisen из Фрайбурга-им-Брайсгау на юго-западе Германии, столкнулась с тем, что ее затраты на дизельное топливо выросли с 12%–15% от общего объема расходов до 20%–25%. Поскольку 15 из 25 ее автобусов являются частью региональной сети общественного транспорта, компания не может автоматически повышать стоимость проезда. Но то повышение стоимости проезда, на которое пошли власти, – это всего лишь "капля на горячем камне", считает Седельмайер, управляющий директор по общественному транспорту.
Компании Rast Reisen пришлось увеличить стоимость поездок по популярным направлениям, таким как остров Зюльт в северной Германии или побережье Хорватии, на 10-15 евро. В следующем году цены на поездки станут еще выше.
Что может пойти не так?
Энергетические рынки смотрят на Китай и задаются вопросом, когда эта вторая крупнейшая в мире экономика восстановится после отмены антиковидных ограничений. Поскольку спрос на дизельное топливо внутри страны не слишком высокий, китайское правительство разрешает нефтеперерабатывающим предприятиям наращивать объемы экспорта.
Но, если спрос внутри Китая быстро восстановится, эти объемы могут исчезнуть с мирового рынка, что спровоцирует усиление конкуренции за топливо и рост цен.