Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Россия обходит нефтяные санкции в промышленных масштабах

The Economist: санкции против России ведут к расколу рынка нефти по геополитическим линиям

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкНефтяные танкеры на рейде в Цемесской бухте
Нефтяные танкеры на рейде  в Цемесской бухте - ИноСМИ, 1920, 30.01.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После введения санкций Россия продает нефть через "серые", с точки зрения Запада, каналы, пишет The Economist. Они не являются незаконными, но ведут к разобщению энергетической системы и расколу нефтеторговли по геополитическим линиям.
За год, прошедший после начала российской специальной военной операции на Украине, многие западные компании отказались от торговли, отгрузки и страхования российской нефти. Теперь вместо них продавать её помогают загадочные новички, которые базируются уже не в Женеве, а в Гонконге и Дубае. Многие из них никогда прежде не работали в этом секторе. Глобальная энергетическая система становится все более рассредоточенной, разобщенной и опасной.
Потребность России в альтернативной цепочке поставок, возникшая сразу после начала спецоперации на Украине, стала еще острее после пятого декабря, когда в силу вступил очередной пакет западных санкций. Европейским странам запретили импортировать российскую нефть, перевозимую по морю, а российским кораблям – пользоваться услугами западных логистических узлов и страховых компаний, исключение составляет только сырье, которое продается дешевле 60 долларов за баррель. Пятого февраля в силу вступят новые санкции, касающиеся дизельного топлива и других нефтепродуктов, в результате чего новые обходные каналы поставок будут играть еще более значимую роль.
Флаг на здании Центрального банка РФ - ИноСМИ, 1920, 30.01.2023
Автоматы вместо масла. До кризиса России далеко, и те, кто предвещает большой спад, не понимают статистики, как говорит экономистЗапад ожидал, что в России наступит апокалипсис, однако этого не случилось. В интервью Lidovky экономист Сергей Алексашенко рассказал, почему, несмотря на текущий вооруженный конфликт на Украине и западные санкции, российская экономика упала всего примерно на три процента.
Издание Economist побеседовало с несколькими посредниками на нефтяном рынке и изучило данные по всей цепочке поставок, чтобы оценить влияние санкций и понять, что может случиться дальше. Мы обнаружили – к огорчению Запада и большому облегчению России, – что новая "теневая" транспортная и финансовая инфраструктура надежна и обширна. Вместо того чтобы исчезнуть, серый рынок готов расшириться сразу после того, как вступит в силу следующий пакет санкций.

Переливающиеся оттенки серого

Российский экспорт ощутил серьезный удар после "первого залпа" Европы в декабре. Однако спустя два месяца он уже вернулся на тот уровень, который последний раз фиксировался в июне. Объем нефти в море – он как правило растет, когда на рынке возникают затруднения, – вернулся к нормальным показателям. Как и ожидалось, Китай и Индия забирают большую часть баррелей, на которые распространяется эмбарго. Но возникло еще одно неожиданное обстоятельство: резко увеличился объем грузов с неизвестным направлением. Российская нефть, которую когда-то было легко отследить, теперь расходится по более "теневым" каналам.
Часть торговли все еще ведется с использованием услуг греческих перевозчиков, британских страхователей, а также голландских и японских банков, которые уже долгое время господствуют в этом секторе. Этот канал сохраняется благодаря установленному Западом ценовому потолку. В декабре, когда европейские компании сделали паузу, чтобы разобраться с соответствующими документами, доля российской нефти, которую они стали брать, упала с 60% до 13%. Теперь, когда бумажная волокита закончилась, показатель снова подрос до 36%. Однако, скорее всего, он скоро вновь упадет. Первого января крупнейшие мировые перестраховочные компании, которые страхуют самих страховщиков, приняли решение больше не страховать перевозки из российских портов. У западных страховщиков теперь нет другого выбора, кроме как выйти из бизнеса или переложить на других дополнительные расходы, связанные с повышенным риском.
На другом конце спектра находится торговля на "черном рынке", механизмы которой были опробованы и отточены такими производителями, как Иран и Венесуэла. Полуразбитые танкеры, которым уже более полувека, плывут к тайным покупателям с выключенными транспондерами. Их регулярно переименовывают и перекрашивают – порой по несколько раз за одно плавание. Часто они проходят через загруженные терминалы, где их нефть смешивается с чужой, что затрудняет отслеживание. Недавно несколько огромных танкеров, ранее стоявших на якоре в Персидском заливе, были замечены в момент приемки груза с более мелких российских судов у берегов Гибралтара. Оман и Объединенные Арабские Эмираты, которые за первые десять месяцев 2022 года импортировали больше российской нефти, чем за предыдущие три года вместе взятые, похоже, смешивали и перепродавали часть сырья в Европу. Малайзия сейчас экспортирует в Китай в два раза больше нефти, чем способна добывать. Большая часть этого топлива, вероятно, иранская, но наблюдатели подозревают, что туда попадает и некоторое количество российских баррелей.
Поскольку российские компании все еще могут легально продавать свою нефть по всему миру, этот канал кажется излишне утомительным. Доля экспорта, проходящего через него, хотя и растет, но все же остается относительно небольшой. Значительная часть российской нефти проходит через "серые" сети, которые не соблюдают требования ценового потолка, но при этом не являются незаконными, потому что они используют незападную логистику и доставляют грузы в страны, которые не поддержали санкции. Эта непрозрачная, рассредоточенная инфраструктура опирается на три столпа: новый состав трейдеров, обширный и растущий танкерный флот, новые источники финансирования.
Атомная электростанция «Дукованы» в Чехии - ИноСМИ, 1920, 27.01.2023
Европа по-прежнему зависит от ядерного топлива из России. Новые санкции могут включать эмбарго на его импортПри обсуждении очередного пакета санкций против Москвы в ЕС регулярно звучат призывы ввести эмбарго на ядерное топливо, пишет iROZHLAS. Однако почти 20% ядерных реакторов в Европе, включая чешские, получают топливо из России. И других вариантов у них пока нет.
Прежде российская нефть продавалась за границу торговыми подразделениями российских нефтедобывающих компаний, подразделениями крупных западных нефтяных компаний и швейцарскими сырьевыми трейдерами. Все они базировались в основном в Женеве. Но большинство подразделений российских компаний перебрались в более дружественные локации. По словам Робина Миллза (Robin Mills) из консалтинговой компании Qamar Energy, с момента начала боевых действий на Украине более 30% российских торговых компаний перебрались в Дубай – некоторые даже открылись там под новыми именами. После ухода западных трейдеров появилось множество "новичков", которые продают нефть Индии, Шри-Ланке, Турции и другим странам. Большинство из них прежде не торговали российской нефтью – и нефтью вообще. Инсайдеры подозревают, что многие из этих новых фирм представляют собой лишь ширмы, за которыми скрываются российские государственные компании.
Именно эта весьма любопытная "банда" организовала появление обширного "серого" флота. С тех пор как Евросоюз впервые заговорил о возможности введения санкций логистического характера, рынок подержанных танкеров начал стремительно расти. По данным судового брокера SSY, в прошлом году из рук в руки перешли почти 200 судов для перевозки сырой нефти, что примерно на 55% больше, чем в 2021 году. Большинство из них были танкерами типа "Афрамакс" и "Суэцмакс": эти суда, максимальная вместимость которых составляет один миллион баррелей, достаточно небольшие, чтобы заходить в российские порты. Спрос на танкеры типа "Афрамакс" оказался настолько высоким, что недавно несколько таких судов были проданы за 35 миллионов долларов – это средняя цена, которую Китай заплатил в прошлом году за гораздо более вместительные супертанкеры VLCC, способные перевозить до двух миллионов баррелей.
Флот, который Россия может использовать, чтобы обходить ценовой потолок, насчитывает 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мирового фонда нефтяных танкеров. Даже если все западные суда разом откажутся перевозить российскую сырую нефть, этого теневого флота хватит, чтобы поддерживать объемы экспорта российской нефти на нынешнем уровне, сказал Рейд Лансон (Reid l’Anson) из аналитической компании Kpler. Но многим из этих танкеров уже более 20 лет, и они отправляются в очень долгие плавания. Если из Черного моря в Европу нефть можно доставить менее чем за неделю, то берегов Китая она сумеет достичь лишь через 45 дней.
По мере процветания бизнеса новым посредникам приходится искать финансирующие организации для оплаты и страхования их операций. Возможность держать миллионы баррелей, не вкладывая капитал и используя почти неограниченные кредитные линии в крупнейших мировых банках, уже давно является ключевым элементом торговли нефтью. В случае с российским сырьем, которое западные банки теперь избегают, это стало невозможным. Сейчас теневая торговля, по всей видимости, подпитывается кредитами от российского государства, а посредники оплачивают грузы только после того, как получат выручку. Банки в странах Персидского залива тоже начали все чаще выписывать чеки. Местные аналитики считают, что они решили вмешаться, когда в ноябре ADNOC, государственный энергетический гигант ОАЭ, начал получать российскую нефть.
Страховать суда и грузы оказалось труднее. Перевозчикам нефти нужно не только защищать свои грузы и танкеры. Руководство портов, контролирующее такие проходы, как пролив Босфор, также требуют предъявлять им страховку P&I, позволяющую компенсировать ущерб, который суда могут нанести людям, имуществу или окружающей среде. Размер выплат за разлив нефти может оказаться настолько велик, что 90% мирового покрытия P&I обеспечивается клубами судовладельцев, в основном в Лондоне, которые объединяют страховые взносы в общий фонд. За пределами Запада ни один частный рынок не в состоянии создать такую же систему защиты, считает Ульрих Кадов (Ulrich Kadow) из немецкой страховой компании Allianz.
Но и здесь решения были найдены. С декабря в игру вступили российские компании – зачастую новички в секторе перевозок, – которые начали предоставлять услуги по страхованию судов и грузов. Часть покрытия P&I – такого же сомнительного качества – вероятно, берет на себя российское государство. Страховые эксперты подозревают, что некоторые порты, обслуживающие страны, которые покупают российскую нефть, – в частности, Индию – снизили уровень страхового покрытия для прибывающих танкеров.

Танкер, моряк, солдат, шпион

У этой серой торговли сейчас предостаточно возможностей для дальнейшего роста. Китай и Индия способны покупать больше российской нефти: их хранилища заполнены менее чем на две трети, о чем сообщает фирма Kayrros, а это значит, что значительная часть топлива, которое они покупают, перерабатывается и перепродается – частично в Европу, –а не отправляется в хранилища. Третьего января Китай увеличил квоты на экспорт переработанной нефти почти на 50% по сравнению с прошлым годом, отметил Джованни Серио (Giovanni Serio) и компании Vitol. Вероятно, таким образом Китая хотел подготовиться к увеличению объемов закупок в России и объемов продаж переработанной нефти за границу.
Нефтяные вышки в Татарстане - ИноСМИ, 1920, 26.01.2023
Нефть дорожает на фоне прогноза о росте спроса в Китае и ослабления доллараЦены на нефть начали расти после недавнего падения, сообщает Bloomberg. Ослабление доллара повысило привлекательность черного золота для покупателей. Вторая причина – ставка инвесторов на Китай на фоне стабилизации ситуации с коронавирусом.
Готовность выполнять требования ценового потолка в дальнейшем может заметно ослабеть. В декабре Владимир Путин издал указ о запрете продаж странам, поддержавшим введение ценового потолка. Формулировки этого указа довольно расплывчаты и предоставляют возможности для произвольных исключений, поэтому, по мнению многих экспертов, он вряд ли будет строго соблюдаться. Но решение, вступающее в силу первого февраля, все же может заставить некоторых покупателей передумать.
Между тем рост цен может изменить общую картину более радикальным образом. Сегодня нефть марки Brent торгуется на уровне 86 долларов за баррель, тогда как в прошлом году средняя цена на нее составляла сто долларов. Слабые позиции России на переговорах и высокая стоимость фрахта означают, что ее нефть марки Urals продавалась с дисконтом еще до того, как вступил в силу ценовой потолок. В результате баррель Urals, которая поставляется с запада России и на которую приходится большая часть ее экспорта, продается по цене ниже установленного Западом потолка в 60 долларов. Такой рынок облегчает жизнь всем тем, кто хочет соблюдать правила. Однако многие аналитики считают, что восстановление спроса в Китае в сочетании со слабыми инвестициями в новые поставки нефти может привести к тому, что во второй половине 2023 года Brent вернется к 100 долларам. При таком сценарии цена на нефть марки Urals тоже подскочит. И некоторые покупатели скорее обратятся к инструментам теневой торговли, чем столкнутся с головной болью в попытке соблюдать требования ценового потолка.
Следующий раунд санкций в отношении нефтепродуктов тоже придаст значительный дополнительный импульс серой торговле. В декабре Европа ежедневно закупала по одному миллиону баррелей дизельного топлива и других очищенных нефтепродуктов, что составляет примерно 55% экспорта России. Теперь Москве придется искать новых покупателей. В Китае и Индии спрос на очищенные нефтепродукты довольно низкий, а глобальный рынок фрагментирован. Таким образом, наилучшими вариантами для России могут стать более мелкие рынки Бразилии и Мексики: объем поставок туда будет снижаться, потому что Америка начнет экспортировать больше своей продукции в Европу. Тем не менее, размер флота танкеров, способных перевозить туда нефтепродукты, достаточно невелик, и долгие плавания усугубят дефицит. Все это говорит о том, что Россия не сможет продать большую часть своей переработанной нефти и вместо этого попытается протолкнуть как можно больше сырья на серый рынок.
Для России расширение серой торговли несет в себе ряд преимуществ. Она сможет переместить значительную часть своей экспортной машины за пределы контроля западных посредников. И серая торговля позволяет сделать ценообразование менее прозрачным. Западные оценки стоимости нефти марки Urals, основанные на нескольких фактических сделках, вряд ли отражают реальные затраты. Данные индийской таможни за ноябрь – последние из доступных – показывают, что страна покупала нефть с гораздо меньшими скидками, чем те, о которых сообщалось в то время, отметил бывший руководитель одной российской нефтяной компании. Посредники с серого рынка, которые берут на себя такие расходы, как фрахт, предлагают канал для перекачки денег на счета офшорных компаний, на которые Кремль, вероятно, может влиять.
Между тем обход санкций Россией будет оказывать весьма неприятное воздействие на весь мир. Одним из побочных эффектов станет дальнейший раскол нефтяной торговли по четким геополитическим линиям. В декабре несколько крупных западных компаний, включая ExxonMobil и Shell, сообщили, что больше не станут нанимать суда, которые перевозят российскую сырую нефть, заставив владельцев танкеров принять чью-то сторону. Другой побочный эффект заключается в том, что торговля нефтью станет более рискованным занятием. Все больше мировой нефти перевозят фирмы, еще не успевшие заслужить репутацию, на старых кораблях, которые пускаются в более далекие и опасные плавания, чем те, которые они совершали прежде. Если вдруг возникнет аварийная ситуация, страховщики могут не захотеть покрывать ущерб – или попросту не сумеют этого сделать. У союзников Украины есть веские причины для того, чтобы отказаться от российской нефти. Однако это не помешает мусору и обломкам судов, потерпевших крушение неподалеку, приплыть к их берегам.