Российское дизтопливо стало новой мишенью для европейского эмбарго

NYT: эмбарго на российское дизтопливо ударит по европейским автовладельцам

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Эмбарго на российские нефтепродукты не может пройти безболезненно, пишет NYT. Из-за роста цен на дизтопливо подорожают и другие товары. И Европа ощутит это особенно остро.
Предстоящий запрет на экспорт российских нефтепродуктов может вызвать напряжение на рынках энергоресурсов и привести к сокращению производства в России.
Два месяца назад Евросоюз ввел почти полный запрет на поставки нефти из России, а в воскресенье он расширит действие этого эмбарго в отношении дизельного топлива и бензина, без которого не обойдется автомобильный транспорт.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Новые меры имеют целью еще больше ограничить российские поставки энергоресурсов и отрезать Москву от самого важного для нее экспортного рынка. Продажи нефтепродуктов имеют огромное значение для пополнения бюджета страны, а в конечном итоге для проведения военной операции на Украине. Запад надеется постепенно лишить Кремль источников доходов.
"Россия лишилась самого важного клиента", – заявил в интервью исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль (Fatih Birol).
Но предстоящий запрет на поставки российского топлива опасен для европейских автовладельцев и грузоперевозчиков, которым грозит дефицит дизтоплива и рост цен на него. Европе пока удается бесперебойно поддерживать введенное пятого декабря эмбарго на нефть. Но есть опасения, что запрет на такие нефтепродукты, как солярка, не будет таким же гладким и беспроблемным. Цены фьючерсов на европейское дизтопливо уже начали расти.
Почему нефтяные санкции Запада против России оказались неэффективнымиЭнергетические санкции Запада против России не сработали, пишет The Economist. Нефтяное эмбарго не принесло желаемых результатов, бесполезными окажутся и ограничения в отношении дизтоплива. В ответ на них Россия может нарастить торговлю сырой нефтью, что только ослабит эффективность санкций.
"Думаю, реализовать этот запрет будет намного сложнее", – сказал Бироль.
Дизельное топливо имеет решающее значение для европейской экономики, поскольку им заправляют не только грузовики, доставляющие товары, но и более 40% автомобилей в Евросоюзе. В прошлом году Россия обеспечила половину европейского импорта солярки, поставляя в регион примерно по 700 тысяч баррелей в день. Быстро заменить эти объемы будет очень непросто, и в последние недели европейские НПЗ проводят подготовку, накапливая запасы.
"Многие считают дизтопливо серьезной болевой точкой", – сказал главный экономист аналитической фирмы по исследованию рынков сырья Argus Media Дэвид Файф (David Fyfe).
Российская военная операция на Украине и реакция Запада на нее уже привели к глубоким изменениям в глобальных цепочках поставок энергоресурсов, таких как нефть и газ. Ближайший запрет на российские нефтепродукты вызовет очередные деформации в энергетической отрасли.
"Скорее всего, произойдет одна большая, гигантская перегруппировка", – сказал исполнительный директор фирмы финансовых услуг S&P Global Хеди Грати (Hédi Grati), занимающийся вопросами переработки и маркетинга. Грати и другие аналитики говорят, что Европе придется увеличить закупки дизтоплива и прочих нефтепродуктов в таких странах как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, которые наращивают мощности по переработке, а также в Индии, Китае и США.
Появились первые признаки, что такие сдвиги уже имеют место, ибо Франция и Германия сократили закупки российского дизтоплива, сказал Грати. "Эти страны готовятся к разводу", – добавил он.
Такая перегруппировка только начинается, но она наверняка вызовет деформации, которые еще больше поднимут цены, говорят аналитики. Во-первых, увеличится расстояние, на которое будут перевозить дизтопливо, а это значит, что для доставки нефтепродуктов в Европу понадобятся более крупнотоннажные суда. Увеличится и время доставки, что чревато ростом издержек.
Могут возникать несоответствия в топливе. Не исключено, что российские НПЗ попытаются продавать произведенную по европейским стандартам солярку в страны, где разрешена более высокая концентрация загрязняющих веществ, скажем, в Западную Африку. А европейским компаниям будет труднее найти топливо, соответствующее их спецификациям и местным требованиям.
На поставки дизтоплива будут влиять и другие негативные факторы. Китайская экономика наверняка пойдет в рост благодаря снятию ограничений, введенных из-за COVID-19. Китайские и прочие азиатские нефтеперерабатывающие предприятия будут переходить на производство авиационного топлива, снижая выпуск солярки. В этом случае сократятся объемы предложения для европейских покупателей.
Европа запрещает импорт дизельного топлива из России: что нужно знать о возможных последствиях этого шагаДизельное топливо – одно из ключевых в мировой экономике, его подорожание закладывается в цену практически всех товаров. Европейское эмбарго на российский дизель вступает в силу пятого февраля. Автор статьи для Time объясняет, к чему готовиться.
Введенные против России санкции могут создать такую ситуацию, когда она будет не в состоянии продать всю произведенную продукцию. Следовательно, на мировом рынке станет меньше дизельного топлива, а это еще больше отразится на поставках, которые уже несколько месяцев весьма ограничены.
"Цены на все продукты придется еще больше поднимать, – сказал руководитель отдела геополитики из исследовательской фирмы Energy Aspects Ричард Бронз (Richard Bronze). – Европа ощутит это особенно остро".
Общий объем российского экспорта дизтоплива в последние дни уже резко сократился, говорит аналитик Виктор Катона (Viktor Katona) из формы Kpler, которая отслеживает перевозки энергоресурсов. По его словам, в последние недели загруженные дизтопливом российские суда шли из России в Марокко. Потом их груз можно будет перепродать в Испанию и другие средиземноморские страны.
Евросоюз, "Большая семерка" и их союзники используют свою последнюю шальную карту в попытке ограничить доходы России от продажи нефтепродуктов. Для этого они введут на них потолок цен, как было в декабре с российской нефтью. Западным морским перевозчикам и страховым компаниям разрешат работать только с теми российскими нефтепродуктами, которые продаются ниже установленного, но пока не объявленного ценового порога.
В Европе не ждут дефицита дизтоплива и прочих нефтепродуктов с началом действия эмбарго. Созданные резервы станут подушкой безопасности хотя бы на ближайшее время. Вопрос в том, что будет в последующие месяцы, когда начнет действовать совокупность сложных факторов, таких как спрос в Китае, погода и состояние европейской экономики.
"В ближайшей перспективе ждать шока не приходится, – сказал генеральный директор швейцарской компании Varo Energy Дев Саньял (Dev Sanyal), занимающийся вопросами нефтепереработки. – У рынка будет время переварить случившееся, у рынка будет время отреагировать".
Но ценовая разница между баррелем дизтоплива и баррелем нефти превышает 40 долларов, а это намного выше общепринятой нормы, хотя в прошлом году она порой была и больше. Грузоперевозчики и автовладельцы несут большие затраты на автозаправках. В Британии солярка стоит на 15% больше неэтилированного бензина. В 2021 году средняя разница составляла около трех процентов.
"Сейчас это слабое место Европы, – сказал Катона из фирмы Kpler. – Европа будет переплачивать за солярку, она будет покупать ее в других местах".
Россия тоже наверняка пострадает от эмбарго. Москве пока удается находить новых покупателей для своей нефти в Индии, Турции и других странах, однако у такой тактики есть свои пределы.
Когда начнет действовать эмбарго на нефтепродукты, Россия лишится более половины своих рынков нефти и нефтепродуктов, если считать по объемам и сравнивать с 2021 годом. России будет труднее убедить Индию, наращивающую закупки ее нефти, также увеличить импорт российских нефтепродуктов, потому что в сфере нефтепереработки это самодостаточная страна.
"Россия не сможет отправлять в Азию дизтопливо так же, как она поступает с нефтью", – сказал Бронз из Energy Aspects.
Чтобы продавать нефть на рынках, которых становится все меньше, российские компании предлагают щедрые скидки в порядке компенсации дополнительных расходов, связанных с увеличением расстояний перевозки, и чтобы конкурировать с традиционными поставщиками энергоресурсов на азиатские рынки, такими как Саудовская Аравия и Ирак. России также приходится налаживать новые деловые связи с незнакомыми трейдерами, которые очень жестко торгуются.
Как Россия обходит нефтяные санкции в промышленных масштабахПосле введения санкций Россия продает нефть через "серые", с точки зрения Запада, каналы, пишет The Economist. Они не являются незаконными, но ведут к разобщению энергетической системы и расколу нефтеторговли по геополитическим линиям.
"Российским экспортерам приходится пробираться все дальше, – говорит бывший инвестиционный банкир Крейг Кеннеди (Craig Kennedy), специализирующийся на России, а в данный момент работающий научным сотрудником Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете. – И они вынуждены предлагать очень привлекательные цены".
Российский экспорт удерживает свои позиции намного лучше, чем предполагали аналитики в 2022 году, но низкие цены уже начали отражаться на доходах. В декабре Москва заработала на нефти примерно 12,6 миллиарда долларов, что на 24% меньше, чем за тот же месяц в прошлом году. Такие данные приводит Международное энергетическое агентство. В этом же месяце доходы России от газового экспорта сократились примерно на четверть до десяти миллиардов долларов. Эта энергетическая война дорого обходится и Европе, и России.
Автор: Стэнли Рид (Stanley Reed)
Обсудить
Рекомендуем