Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
День 15 апреля 2023 года войдет в германскую историю как дата потери энергетической независимости. В Германии остановили последние три атомные электростанции. Сделать это немецкое правительство собиралось уже не первый год. Сейчас, в условиях разгорающейся мировой экономической войны, такой шаг — самоубийство. Для самой Германии, разумеется. Потому как у этого беспрецедентного события есть как минимум один выгодоприобретатель. Тот же, который вынудил германскую промышленность начать релокацию за океан, где дешевая энергия и сегодня в избытке. В отличие от Западной Европы.
Шесть десятков лет Германия пользовалась всеми преимуществами атомной энергетики. Теперь этому пришел конец. Кабинет канцлера Олафа Шольца довел до конца затеянную Ангелой Меркель энергетическую авантюру. Последние три немецкие АЭС — "Изар-2", "Неккарвестхайм-2" и "Эмсланд" — отключили от энергосети вечером в субботу. Процесс остановки самих атомных реакторов на этих станциях и их окончательный вывод из эксплуатации займет еще как минимум несколько месяцев. Но крест на могилу германской атомной энергетики уже можно водружать.
Решение отказаться от генерации электричества за счет энергии атома в Германии приняли давно. Поводом стала крупнейшая в XXI столетии атомная катастрофа на японской АЭС "Фукусима". Именно после нее правительство Меркель внезапно пришло к выводу, что атомные станции нужно… закрыть! Не модернизировать, не повысить защищенность, не переоборудовать, а просто перестать ими пользоваться.
На решение этой задачи отвели десять лет, в течение которых одна за другой закрылись четырнадцать немецких атомных станций. Теперь срок подошел к концу, и немцы с германской исполнительностью окончательно лишили себя одной из самых безопасных и экологичных энергетик. Сделали они это вопреки многочисленным протестам собственных граждан. И вопреки логике, которая диктует их ближайшим соседям и давним соперникам французам дальнейшее развитие национальной системы АЭС.
Это обстоятельство придает особую двусмысленность немецкому антиатомному решению. Франция сегодня является крупнейшей атомной западноевропейской державой. На девятнадцасти ее АЭС работают 58 ядерных реакторов, а суммарная мощность генерации составляет 63 130 мегаватт. Французы привыкли экономить воду, но не электричество. Ведь почти три четверти электроэнергии во Франции (если быть совсем точным, то 71,6%) вырабатывается на атомных станциях. Это самый высокий показатель в мире!
А ведь еще совсем недавно Германия составляла достойную конкуренцию Франции. В стране работали 17 атомных станций, вырабатывавших более трети всей электроэнергии. Но потом начало набирать обороты движение "зеленых", потом случился Чернобыль, потом стряслась катастрофа на "Фукусиме" — и немцы окончательно испугались мирного атома.
Впрочем, не все. Накануне германского энергетического самоубийства консервативные немецкие парламентарии чуть не криком кричали о том, что принятое Меркель и проведенное в жизнь Шольцем решение станет "крупнейшей экономической глупостью". Именно так в интервью Reuters назвалслучившееся бывший депутат парламента от христианских демократов (СДПГ) Арнольд Ваатц. "Я назвал это крупнейшей экономической глупостью партии с 1949 года, и я по-прежнему придерживаюсь этого взгляда", — подчеркнул Ваатц, один из пяти парламентариев, выступавших против законопроекта об отказе от АЭС.
Но кто их слушает, этих консерваторов! Ведь будущее мировой экономики, как учат весь мир "зеленые", — в возобновляемых и безопасных источниках энергии. В первую очередь — в солнце и ветре. Несмотря на то, что экономически это крайне невыгодные, а технически — сомнительные и сложные способы генерации. Все равно, случившееся в Германии вызывает у них почти оргиастическую радость. "Это большое достижение для миллионов людей, которые десятилетиями протестовали против ядерной энергетики в Германии и во всем мире!" — приводитCNN слова представителя Greenpeace Поля-Мари Маньера.
При этом сами немцы, кажется, успели понять, что натворили их руководители. Больше половины жителей Германии, опрошенных газетой Bild накануне закрытия последних немецких АЭС, выступили против отказа от атомной энергетики. Они считают, что раз уж их страна стала такой независимой от российских энергоресурсов, нужно как-то обеспечивать собственную генерацию за счет других источников. Но министру энергетики Германии Роберту Хайбеку, ярому стороннику "природосохраняющей" энергии и члену партии "зеленых", на эту логику плевать. Ему нужно освободить страну от опаснейшей атомной энергии, и на этом пути все средства хороши, а чужие аргументы — ничтожны.
Больше всего немцев, надо думать, удивляет политика их руководителей в сравнении с тем, как ведут себя их соседи и союзники. Вот как это выглядит в абсолютных цифрах. Франция: 19 атомных станций, три четверти вырабатываемой энергии. Россия: 11 атомных станций, около 12% вырабатываемой энергии. Финляндия: две АЭС, треть вырабатываемой энергии. Наконец — вишенка на торте — показатели США. Там работают 60 (!) атомных станций, больше, чем где-бы то ни было в мире, а вырабатывают они пятую часть американской энергии. Нужны ли еще комментарии?
Премьер-министр Баварии консерватор Маркус Содер двенадцать лет назад поддержал инициативу Меркель по отказу от атомной энергии. Сегодня он думает совершенно иначе: "Это абсолютно ошибочное решением, — цитируетслова политика британская Daily Mail. — Нам нужны все возможные виды энергии. В противном случае мы рискуем повысить цены на электроэнергию и вывести предприятия из строя".
Так ведь именно это и есть настоящая цель всей операции по лишению Германии атомной энергии в частности и энергетической независимости в целом! Только так можно добиться, чтобы крупнейшая в Западной Европе германская экономика потеряла и свой нынешний статус, и свое значение. Объявленная Америкой европейцам "холодная экономическая война" уже привела к переезду в США нескольких крупнейших германских производителей. И процесс этот никто не собирается останавливать. Во всяком случае, не давно освоившийся в американском ошейнике канцлер Шольц.
Экономическая спецоперация против Западной Европы, что примечательно, совсем не головоломная многоходовка. Суть ее видна невооруженным глазом. Экономические санкции против России лишили европейцев дешевого газа. Вместо него приходится покупать дорогой американский. Из-за этого заметно снизилась генерация электроэнергии на ТЭС и электричество подорожало. В США за счет избытка ресурсов электроэнергия дешевая. Вот и приходится немецким концернам, главным налогоплательщикам, работодателям и энергопотребителям, переезжать за океан. Профит!
В том, что Америка взяла курс на превращение Западной Европы в своего торгового вассала, нет ничего удивительного. Пережив трудный период потери собственного производства, США сейчас стремятся вернуть в страну заводы и фабрики. Это логично, ведь постепенная дедолларизация мировой экономики рушит традиционную финансовоцентричную модель американской экономики. Стало быть, нужно завести свое производство и обеспечить рынки сбыта для всего, что оно будет выпускать. А где взять эти рынки? Россия и Китай потеряны, "глобальный Восток" — тоже. Южная Америка вот-вот вывернется из душных объятий гегемона-соседа, Африка никогда и не была американской. Что остается? Правильно, Европа!
Заведующий кафедрой экономики окружающей среды и ресурсов и устойчивого развития Рурского университета в Бохуме Андреас Лешель наивно рассуждаето том, как легко его страна сумела перенести отказ от российских энергоносителей: "Прошлой зимой, в разгар энергетического кризиса, мы увидели, что можем справиться с ним достаточно хорошо". Правда, минувшая зима была мягкой, а США еще не слишком нагло задрали цены на свой сжиженный газ. Грядущая зима, по прогнозам, будет куда суровее. А цены на энергоносители, вопреки всем "потолкам" и "коридорам", все лезут и лезут вверх.
Так что уже через полгода немцам, судя по всему, придется на своей шкуре испытать, как "достаточно хорошо" они переживают холод и темноту. Если, конечно, из-за океана им не сумеют навязать представление о том, что именно так и должны сегодня жить заботящиеся об экологии передовые страны.