Западные компании испытывают трудности, покидая Россию. Им приходится справляться с двойным давлением

Lidovky: западные компании говорят об уходе из России, но не делают этого из-за трудностей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После начала спецоперации на Украине многие западные компании сообщили, что планируют покинуть Россию, пишет Lidovky. Однако лишь малая часть таких компаний уходит и ликвидирует свои филиалы. Все дело в убытках — они оказались слишком велики.
Уже более года с начала вооруженного конфликта на Украине западные компании, работающие на российском рынке, испытывают на себе двойное давление. Дома они нередко сталкиваются с непримиримой критикой из-за того, что работают в стране зачинщика конфликта Владимира Путина, а в России их бизнесу мешает местный режим.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Показательный пример — "Райффайзенбанк". С момента начала вооруженного конфликта австрийская банковская группа заявляет, что готова покинуть российский рынок, хотя для нее это будет очень болезненный процесс. Ее российский филиал по размерам активов является десятым крупнейшим банком России, а по капиталу занимает тринадцатое место. Кроме того, российский филиал в России системно значим. В прошлом году его прибыль выросла в 3,6 раз до 141 миллиарда рублей. С другой стороны, ухода "Райффайзенбанка" из России добивается Европейский Союз, а кроме того, российскую деятельность "Райффайзенбанка" проверяет американский санкционный орган OFAC.
Недовольство выражают также миноритарные владельцы акций банковской организации из австрийского союза мелких акционеров IVA, которым принадлежит значительная доля в группе. Кроме того, в конце марта украинцы включили австрийский банк в список международных спонсоров конфликта.
Однако уйти из России не так-то просто. Австрийская банковская группа либо продаст свой российский филиал кому-то из местных желающих, либо отделит свою "дочку" и передает ее нынешнему российскому руководству. Однако в обоих случаях у дверей, ведущих из России, ждет "привратник", который решает, при каких обстоятельствах иностранные компании могут покинуть страну. Речь идет о специальной правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Она была создана в марте прошлого года, менее чем через две недели после начала вооруженного конфликта на Украине. Ее задача — выдавать разрешение российским налоговым резидентам на сделки с нерезидентами из так называемых недружественных государств.
Иностранные компании также вынуждены платить за уход из России. Сначала, как правило, они теряют на продаже своих российских активов по заниженной стоимости, а потом на налогах. Если активы продаются со скидкой ниже 90%, то нерезиденты должны выплатить российскому государственному бюджету пять процентов рыночной стоимости компании. Если же скидка выше 90%, то выплачиваются десять процентов.
Еще один пример — автопроизводитель "Рено". Французский производитель легковых автомобилей передал свою мажоритарную долю местному автогиганту "Автоваз" за один рубль. Согласно годовому отчету, в прошлом году из-за ухода из России "Рено" понес убыток в размере 700 миллионов евро, хотя годом ранее показал прибыль в размере почти 967 миллионов евро.
Но даже соглашаясь на невыгодные продажи, компании, желающие покинуть Россию, не избавляются от всех проблем. Российский "привратник" не спешит. По некоторым данным, комиссия проводит заседания раз в три месяца и за раз успевает обработать всего семь заявок. Как в конце марта написало британское издание "Файнэншл таймс", в очереди на уход из России ждут приблизительно две тысячи компаний.
Например, немецкая компания "Хенкель" заявила об уходе из России еще в апреле прошлого года, но свои заводы она смогла продать только в марте текущего. С такой же проблемой столкнулась шведская "Икея". Она закрыла свои фабрики сразу после начала украинского вооруженного конфликта, а продажу фабрик по производству мебели комиссия одобрила только в конце февраля этого года. Пивоваренный гигант "Хайнекен" по-прежнему ожидает продажи своих российских заводов. Предположительно продажа может состояться в первой половине этого года.
Киев потребовал от компании Shell миллиард долларов за продажу бизнеса в России

Освободившееся место на рынке

В январе Саймон Эвенетт из университета швейцарского города Санкт-Галлена и Никкола Писани из швейцарского Международного института развития менеджмента опубликовали исследование. Согласно его результатам, к концу прошлого года Россию покинули всего 18% от общего числа всех американских компаний, работающих на российском рынке, около седьмой части японских и 8,3% из всех компаний с владельцами из стран ЕС. Вряд ли к настоящему моменту эти показатели значительно возросли.
"Многие западные компании действительно сообщили, что планируют покинуть Россию. Однако в ряде случаев дело ограничилось лишь заявлением. Лишь малая часть таких компаний уходит и ликвидирует свои российские филиалы. Большинство из них передает контроль над операциями в России местному менеджменту, российскому или в некоторых случаях даже иностранному инвестору из дружественного государства", — рассказал в интервью "Лидове новины" Борис Копейкин, вице-президент российского Центра стратегических исследований. По его словам, некоторые западные компании оставляют себе возможность выкупить свои российские активы обратно.
"С одной стороны, уход части иностранных компаний может снизить конкурентоспособность и степень инноваций, сокращает ассортимент определенных товаров и услуг на российском рынке. С другой стороны, этот процесс создает благоприятные условия для российских компаний и инвесторов из дружественных стран, которые могут занять новое место на рынке или получить ряд активов на уникальных условиях", — разъяснил экономист российский подход к уходу западных компаний.

Огромные потери

Российский Центр стратегических исследований прогнозирует, что иностранные компании, которые ограничили свою работу в России или покинули страну к сентябрю прошлого года, потеряли в общей сложности 240 миллиардов долларов. Самые большие убытки понесли компании из США, Великобритании и Германии. В пересчете на ВВП уход с российского рынка больнее всего ударил по экономике Финляндии, которая до вооруженного конфликта поддерживала с Россией тесные экономические отношения. До 80% финских компаний покинули Россию после того, как Москва начала спецоперацию на Украине.
По словам Бориса Копейкина, к косвенным потерям западных компаний можно прибавить и другие явления, включая санкции, которые, как он подчеркивает, Россия считает незаконными. "Помимо прямых убытков, вызванных уходом из России, которые на самом деле могут достигать сотен миллиардов долларов, западные компании и инвесторы несут убытки из-за изменений в экономических контактах.
Западные потребители ощутили подорожание энергоносителей и некоторых других российских товаров, которые сейчас идут на другие рынки. Также растут дополнительные расходы на логистику", — заявил Борис Копейкин. По его мнению, это влечет за собой финансовые и экологические последствия.
Обсудить
Рекомендуем