Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Финансовая бомба" США, предназначенная для России, угодила в них самих, сообщает CCTV. Санкции, наложенные Вашингтоном на Москву, вызвали резкую реакцию у всего мира, в результате чего американская валютная система оказалась под угрозой.
В последнее время в мировом сообществе тема "дедолларизации" приобрела невероятную популярность.
Согласно неполным статистическим данным, на пяти континентах появляется все больше стран, стремящихся к валютной диверсификации в международных торговых расчетах. В список включаются Бразилия, Малайзия, Гана, Россия, Франция, Австралия и другие.
С начала этого года различные державы активизировали реальные шаги по дедолларизации. И в связи с этим тема отказа от американской валюты звучит на планете все громче и громче.
Слова президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силвы выразили чаяния большинства государств: "Я знаю, что все привыкли пользоваться долларом, но в XXI веке мы можем выбирать разные пути".
"Уход от доллара". "Уход" здесь — ключевое слово. Эта тема просто раздута, или же все реально?
Если вы внимательно изучите недавние новости о дедолларизации, то обнаружите, что все они сосредоточены на сфере международной торговли.
17 апреля Дакка и Москва договорились использовать юань для финансирования российского проекта атомной электростанции в стране. 1 апреля Индия объявила, что торговля с Малайзией будет осуществляться и в индийских рупиях. Накануне Дели также обнародовал новость, что готов торговать рупиями с большим количеством стран, в валютных резервах которых не хватает долларов. 31 марта страны АСЕАН приняли план торговых расчетов в местных денежных единицах. Он направлен на расширение использования местных валют и снижение зависимости трансграничной торговли и инвестиций от основных международных валют — преимущественно от доллара.
Дедолларизация в действииПроцесс дедолларизации в торговле между странами незападного мира необратим, пишет автор иноблога Agoravox. Недавний визит президента Бразилии в Китай, во время которого Лула да Сильва поднял вопрос о дедолларизации в рамках всего БРИКС, подтверждает слова автора. Но как скоро пойдет этот процесс?
14.04.202300
Следует понимать, что одним из важнейших качеств долларовой гегемонии является то, что он используется при большинстве расчетов в сфере глобальной торговли. Благодаря огромным потребительским возможностям Соединенные Штаты экспортируют свою денежную единицу в мир. Получив на руки американскую валюту, другие государства переводят свои активы в доллары, например, в гособлигации США, и таким образом часть средств возвращается в Федеральный резерв, тем самым завершая цикл этого замкнутого круга.
А теперь именно в этом важном звене международной торговли происходят изменения.
В 2000 году на Соединенные Штаты приходилось 12,1% мирового экспорта товаров, и они были крупнейшим торговым партнером большинства развивающихся стран, поэтому доллар для тех оставался единственным вариантом.
20 лет спустя экспорт товаров из государств глобального Юга достиг 45,9% от общемирового объема, в то время как доля США упала до 8,1%. Все более важную роль в глобальной торговле играют страны БРИКС, чья доля в международном экспорте товаров поднялась до 19,8%.
Снижение статуса Америки в торговле является объективным результатом развития глобальной рыночной конкуренции. Однако из-за давления США начали практиковать торговый протекционизм и продвигать волну "антиглобализма".
Но такой подход — это как утоление жажды ядом.
Недавно к числу сторон, которые полным ходом продвигают дедолларизацию, прибавилась новая — Париж. Французская компания TotalEnergies подписала крупный заказ на сжиженный природный газ, и оплачиваться он будет не в долларах.
Одним из стимулов, заставивших Париж начать отказ от американской валюты, стал закон о снижении инфляции, принятый Вашингтоном в прошлом году. Этот законопроект не только содержит протекционистские положения — огромные внутренние финансовые субсидии, — но также использует рынок США как средство принуждения, чтобы побудить европейские компании перенести свои производственные и научно-исследовательские базы и резервы в Соединенные Штаты.
Франция много раз протестовала против этого акта, но ее снова и снова "морозили", поэтому она решила начать действовать.
Падение статуса США в международной торговле означает, что доллар потерял незаменимость. Продолжая продвигать протекционизм, Вашингтон только наносит ущерб собственной внешней торговле и подталкивает другие государства к сокращению использования американской валюты.
С тех пор, как в 2017 году бывший президент США Дональд Трамп развязал торговую войну, доля мировых долларовых резервов начала стремительно снижаться.
Однако это ничему не научило Соединенные Штаты. Опираясь на свое доминирующее положение, они пошли еще дальше и превратили финансовую систему в "оружие", но неожиданно проткнули "последний слой бумаги", прикрывающей гегемонию их валюты.
В феврале 2022 года США объявили, что запретят некоторым банкам РФ использовать международную систему расчетов SWIFT. Однако даже удар этой "финансовой бомбы" не заставил Россию рухнуть — она давно готовилась избавиться от доллара. В настоящее время курс рубля к доллару вырос до уровня, предшествующего украинскому кризису.
Козырная карта использована, но меч, который, как предполагалось, "перережет горло" [Москве], оказался не так уж крепок.
Если раньше страны, стремящиеся к дедолларизации, не осмеливались действовать открыто, опасаясь возмездия со стороны Америки, то теперь мир осознал как минимум две вещи: во-первых, активы в долларах — бомба замедленного действия, которую Соединенные Штаты могут использовать для нападения на другие страны в любой момент. Во-вторых, месть со стороны США можно пережить. Поэтому страны будут укреплять свою автономию и активно стремиться к диверсификации активов, чтобы обеспечить собственную экономическую безопасность.
"Последний слой бумаги", поддерживающий доллар, был пробит, и дедолларизация охватила планету.
Рост цен в США замедляется, но опасения по поводу состояния экономики остаютсяВ США впервые за два года снизились цены на продукты, но американцы все равно жалуются на неоправданную дороговизну, пишет ERR. Замедление инфляции не является показателем того, что страна избежит дефолта, который, в свою очередь, может привести к краху мировой экономики.
20.04.202300
Даже Южная Америка, которую долгое время считали "задним двором" США, в этом году предложила ввести общую валюту под названием SUR, чтобы уменьшить зависимость своих экономик от доллара.
А по другую сторону Тихого океана премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим вновь заговорил об идее создания регионального валютного фонда. Эта идея вместе с индонезийской "валютной системой" была решительно отвергнута Международным валютным фондом (МВФ) и его крупнейшим акционером, Соединенными Штатами, во время азиатского финансового кризиса 1990-х годов.
Однако в условиях сегодняшнего стремительного развития государств с формирующимся рынком, как сказал премьер-министр, у них нет причин и дальше полагаться на денежную единицу Америки.
Сущность современных финансов — кредитные операции, а одним из основных элементов, влияющих на стабильность финансового рынка, является доверие к нему. Действия США в недавнем прошлом — санкции и подстрекательство к беспорядкам — вызвали панику на рынке, которая ускорила потерю доверия к доллару.
И сейчас такая логика становится реальностью.
Как актив, номинированный в долларах, казначейские облигации США являются флюгером для наблюдения за изменениями степени международного доверия к американской валюте.
Согласно последним данным, опубликованным Министерством финансов США, объемы американских гособлигаций, принадлежащих иностранным инвесторам, продолжают снижаться.
Фактически, чтобы застраховаться от дальнейшего повышения процентных ставок ФРС, центральные банки других государств начали продавать американские облигации уже после того, как Федрезерв ужесточил политику в 2022 году. Это также первый за последние два десятилетия случай, когда более 50% крупных держателей долговых обязательств США коллективно сократили свои активы во время цикла повышения процентных ставок.
Плохая ставка. Почему начался "банкопад" в США и как он скажется на мировой экономике и УкраинеКрах крупных американских банков создал угрозу банкротств многих других западных финансовых структур. Негативное развитие ситуации ослабит западные экономики, а следовательно – и их возможности помогать Украине, пишет "Страна".
14.03.202300
Заокеанские "кредиторы" США на этот раз начали принимать меры предосторожности, и причина этого кроется в самом Вашингтоне.
Продолжающийся кризис доверия к банкам является лишь одним из последствий всего этого.
Недавний опрос Федерального резервного банка Далласа показал, что кризис, вызванный крахом Silicon Valley Bank, подорвал благосклонность народа к американской банковской системе, в результате чего вероятность рецессии экономики США стала еще выше.
Пошатнувшаяся уверенность — это более опасный сигнал для Вашингтона, чем само банкротство банков. И это недоверие уже начало оказывать реальное влияние, выражаясь в снижении количества кредитов и ослаблении потребления в Соединенных Штатах.
За две недели после начала коллапса кредитование коммерческих банков США резко сократилось почти на 105 миллиардов долларов — это максимальное падение с момента начала регистрации в 1973 году и едва ли не худший кредитный кризис в истории страны.
Необходимо понимать, что более 70% экономического роста США обеспечивается кредитной поддержкой. Кредитный кризис, несомненно, приведет к тому, что экономика государства окажется под угрозой более глубокой рецессии, и это неизбежно усугубит опасения международных инвесторов по поводу стоимости активов в долларах.
Федрезерв всегда настаивал, что банковская система США "надежна и устойчива".
Подобный контраст, по словам авторитетного американского экономиста, означает, что рынок еще никогда не был так "пренебрежительно" настроен к ФРС. Потому что способ, которым Федеральная резервная система спасла страну от банковского кризиса, заключался в том, чтобы преобразовать краткосрочные риски в долгосрочные, которые способны вызвать дальнейший хаос в финансовой системе США.
После того, как Silicon Valley Bank был поглощен, закрыт и выкуплен, ФРС запустила Программу срочного финансирования банков (BTFP) в качестве инструмента помощи, но она внезапно вызвала много споров.
Во-первых, этот план — это "моральный риск". "Избирательные" спасательные меры распространяются на вкладчиков с депозитами, превышающими 250 тысяч долларов, что нарушает предыдущий стандарт страхования вкладов с максимальным покрытием 250 тысяч долларов. В результате у многих возникли опасения: если стандарт был нарушен, не повлечет ли это за собой призыв к "страхованиям вкладов целиком"? А не поспособствует ли полная гарантия безответственному и слепому поведению инвесторов?
Во-вторых, с помощью инструмента BTFP Федрезерв лишь "сглаживает плавающий ущерб", вызванный инвестированием в облигации наподобие Silicon Valley Bank, а это серьезно мешает рыночному механизму ценообразования облигаций. Хотя на первый взгляд риски снизились, пространство для "арбитражных политических операций" осталось.
Но серьезность проблемы выходит далеко за рамки этих тревог.
По одной из оценок, банки США могут привлечь около 4,3 триллиона долларов через BTFP. Это эквивалентно тому, что ФРС просто открыла окно и высвободила капитал на 4,3 триллиона долларов. Следует знать, что за трехлетний период эпидемии Федрезерв выбросил на рынок в общей сложности около 4,8 триллиона.
Всякий раз, когда возникает проблема, Федеральная резервная система всегда высвобождает капитал, чтобы решить ее.
В результате всего за две недели после начала банковского кризиса баланс ФРС увеличился на 393 миллиарда долларов, а его общий объем приблизился к рекордно высокому уровню в 8,95 триллиона долларов.
Но "печатание купюр" не означает, что деньги просто берутся из воздуха. Согласно Закону о Федеральной резервной системе, ФРС должна выпускать валюту, обеспеченную активами, и наиболее важными из них являются казначейские облигации США.
Это напоминает мне то, что сказал Рэй Далио, основатель американского хедж-фонда Bridgewater Associates, на прошлом Форуме высокого уровня "Развитие Китая": мир находится на "грани опасности", и монетизация огромных долгов является одним из признаков риска потрясений.
Чтобы Федеральная резервная система могла напечатать такое большое количество валюты, Министерству финансов США приходится дополнительно выпускать казначейские облигации. Затем эти долговые расписки покупаются ФРС, и это называется "монетизацией долга".
Продолжая повышать процентные ставки, ФРС "ощипывает" мирФинансовая политика ФРС США "экспортировала" рецессию и ударила по планете, пишет "Жэньминь жибао". Больше всего пострадали бедные страны, находящиеся на грани банкротства, включая Украину. Единственная надежда — Азия, которая может вдохнуть жизнь в мировую экономику.
23.12.202200
В настоящее время размер государственного долга США превысил 31 триллион долларов, что вплотную приблизило его к красной линии договорных обязательств в 31,4 триллиона.
Гигантские долги неизбежно сопровождаются массой производных финансовых инструментов, что делает общую экономическую среду Америки очень чувствительной к изменениям базовой процентной ставки. В прошлом году увеличение процентной ставки примерно на 5% уже стало для нее испытанием на выносливость. Если ФРС продолжит покупать облигации и "печатать купюры", чтобы задушить кризис, это, несомненно, лишь усугубит ситуацию.
На самом деле, сомнения в профессионализме Федрезерва в принятии решений нарастали еще с ипотечного кризиса 2008 года.
В этом году Центр исследований экономической политики (CEPR) сравнил колебания индекса S&P 500 после пресс-конференций Джерома Пауэлла (нынешний председатель ФРС, — Прим. пер.) с соответствующими данными во время пресс-конференций, проведенных его предшественниками Джаннет Йеллен и Беном Бернанке. Центр обнаружил, что волатильность рынка, непосредственно вызванная пресс-конференциями Пауэлла, в три раза превышала волатильность во время выступлений двух других председателей.
В настоящее время в международной валютно-финансовой системе, в которой доминирует доллар, Федеральная резервная система США в определенной степени играет роль глобального "центрального банка". Это подрывает доверие к американской финансовой системе и небывалым образом сотрясает фундамент долларовой гегемонии.
Если из-за действий США всеобщее доверие к их финансовой системе продолжит падать, статус Америки в международной торговле снизится, а трещины в долларовой системе станут только шире.