Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Путин подталкивает Россию к дедолларизации

TNI: дедолларизация в России неизбежна

© Максим БлиновДенежные купюры и монеты
Денежные купюры и монеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уход мира от доллара означает гораздо больше, чем создание альтернативы платежной системе SWIFT, пишет TNI. Россия и Китай выступают за коренное преобразование мировой финансовой системы с опорой на новых игроков.
Соединенным Штатам следует проводить стратегию, снижающую эффективность российского экспорта природных ресурсов.
В условиях, когда западные страны продолжают настаивать на изгнании Москвы с мировых финансовых рынков, Кремль выясняет для себя, как долго его сырье может служить источником прибылей и стабильности режима. В долгосрочной перспективе сближение России с Китаем, который разрабатывает альтернативные доллару финансовые системы, позволит России выдержать санкции этого года, если Запад не применит другие далеко идущие меры.
В прошлом месяце Лондонская биржа металлов (LME) привлекла внимание всего мира, когда выступила против ужесточения запретов на российские товары. Ожидая, что российские металлы продолжат приносить высокую прибыль в 2023 году, LME решила не запрещать их импорт, несмотря на запрет Европейского Союза на импорт российских стальных полуфабрикатов, введенный в октябре.
В конце сентября Европейская комиссия получила совместное письмо от девяти европейских сталелитейных компаний с предупреждением о "последствиях потенциального запрета на импорт" российских металлов со ссылкой на отсутствие их заменителей. Хотя ЕС, тем не менее, все-таки настоял на запрете, маловероятно, что он продлится долго, потому что, по иронии судьбы, голос европейской промышленности мощно прозвучал в конце октября, когда Вашингтон предложил ввести дополнительные запреты на импорт российского алюминия. Другими словами, когда Евросоюз предпринял шаги по минимизации российского импорта, Соединенные Штаты не смогли противостоять своему главному союзнику из-за обеспокоенного единства европейских промышленных групп, волнующихся о последствиях такого шага для Европы.
Та же несогласованность в отношении природных российских природных ресурсов проявилась со стороны США, правда, в противоположном направлении. Чтобы одновременно продвигать свою политику по климату и отказаться от российских источников энергии, администрация Байдена включила в Закон о снижении инфляции (IRA) этого года несколько важных положений "Покупайте американское", которые привели Европу в ярость. Например, Закон предоставляет дополнительные налоговые льготы компаниям, которые строят ветряные электростанции в Соединенных Штатах с использованием американской стали. Такие его положения отбивают у бизнеса желание покупать китайские ресурсы и наносят ущерб военным усилиям России. С февраля Москва организовала головокружительный рост цен на рынках сырья, такого как никель и ванадий, оба из которых сильно влияют на производство стали, поскольку ведущие промышленные страны критически зависят от этих российских металлов. IRA побуждает бизнес избегать российского экспорта и покупать американское, но Европа недовольна.
Недавний визит президента Франции Эммануэля Макрона в Белый дом в полной мере высветил эту европейскую озабоченность. После резких заявлений из Елисейского дворца Макрон на встрече с Байденом зашел так далеко, что обвинил Вашингтон в "фрагментации Запада". Пока неизвестно, удалось ли Макрону изменить американское восприятие, потому что по результатам его визита произошло еще мало конкретных изменений, помимо создания новой трансатлантической целевой группы по торговле.
Тем не менее, битва за ресурсы оказалась гораздо сложнее, чем простая дисгармония между США и ЕС. Евросоюзу все больше угрожает опасная неоднородность — теперь граничащая чуть ли не с его "расчленением" — углубляющаяся в связи с энергетическими проблемами. Это отлично подходит Кремлю. Франко-германская ось, когда-то провозглашенная непоколебимым источником стабильности, находится на самом низком уровне за последние десятилетия.
После того как в октябре канцлер Германии Олаф Шольц встретился с премьер-министром Испании, чтобы обсудить строительство нового газопровода, который пройдет через Пиренеи, Франция решительно выступила против этого проекта из-за его высокой стоимости и несоответствия европейским экологическим стандартам. Вскоре после этого Франция и Германия отменили важное заседание кабинета министров из-за разногласий по энергетической политике, якобы связанных со спором о трубопроводе. В заключение Макрон на саммите Европейского совета обрушился на Берлин за то, что тот отказывается поддерживать предельные цены на газ на фоне стремительного роста инфляции.
Тем временем Кремль продолжает усиливать свой контроль над ключевыми ресурсами, чтобы усугубить разногласия между ранее едиными европейскими союзниками. Украина, на долю которой в 2019 году приходилась третья по величине доля импорта стали Евросоюзом, является очевидной целью Москвы. Захват Россией украинских сталелитейных заводов и последние ракетные обстрелы украинской энергетической инфраструктуры привели к катастрофическому падению поставок украинской стали в Европу. В период с января по июнь 2022 года они снизились на целых 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия также начала продавать сталь со скидкой Турции, Китаю и Тайваню.
Если эта стратегия звучит как что-то знакомое, то это потому, что Москва применила аналогичный подход и в энергетическом секторе, особенно в своих щедрых поставках энергоносителей Индии и Китаю. Однако западные политики не должны воспринимать этих краткосрочных заменителей традиционных экспортных рынков России как найденный ею устойчивый способ избежать экономических проблем, которые она испытывает с начала военного конфликта.
Главное беспокойство Запада должно вызывать недавние взаимные обязательства России и Китая друг другу по дедолларизации своих обоюдных транзакций и созданию защитного финансового "пузыря", невосприимчивого к западным санкциям. На Западе существует тенденция сбрасывать со счетов российские проекты, которые, как полагают западные эксперты, обеспечивают режим достаточными средствами, чтобы продержаться до следующего месяца, но которые реально не могут продолжаться в течение длительного периода времени. Однако проблема с таким мышлением заключается в том, что Россия ни в коей мере не собирается возвращаться к своему участию в международной финансовой системе, возглавляемой США, поскольку она убеждена, что будущее за Китаем.
Точно так же, как Путин в начале нынешнего года потребовал, чтобы европейские компании платили за российскую нефть и газ в рублях или золоте, он также настаивает на том, чтобы китайские энергетические компании платили за газ в рублях или юанях. Российские банки начали вводить расчетные и депозитные счета в китайских юанях. Поскольку сразу после начала СВО на Украине курс рубля беспрецедентно упал, Москве пришлось покупать иностранную валюту, чтобы стабилизировать свою собственную. В прошлом он, возможно, рассматривал бы в качестве инструментов для этого доллар или евро, потому что в них по-прежнему ведется подавляющая часть мировой торговли, но сегодня это уже не так.
Денежные купюры китайских юаней и долларов США - ИноСМИ, 1920, 30.11.2022
Россия переключается на китайскую валюту, и юань становится новым долларомНа фоне западных санкций Россия переходит на китайскую валюту, сообщает Reuters. Москва стала четвертым по величине центром торговли юанями. Их доля на российском валютном рынке подскочила с 1% до 45%. ЦБ РФ эту тенденцию одобряет, но предупреждает о рисках.
"Покупка валюты недружественных стран, в первую очередь долларов и евро, сейчас невозможна", — заявил в сентябрьском интервью министр финансов Антон Силуанов. "Для нас эти валюты токсичны". На вопрос, почему российские активы в долларах и евро все еще накапливаются за границей, если Москва намерена разорвать все связи с этими валютами, Силуанов заявил, что Россия находится в процессе отказа от них, прежде чем добавить любопытное высказывание: "Единственные варианты, которые остаются для России, это рубли - валюта, которой мы доверяем, или прямой импорт интересующих нас товаров по бартеру".
Иными словами, хотя Россия сейчас прямо "не планирует переходить на бартер… но если ее компании договорятся о бартерных сделках… она не будет этому мешать", пояснил Силуанов. Это подводит к другой истории, менее абсурдной, чем она кажется на первый взгляд.
В августе талибы* вступили в переговоры с Россией о бартерном обмене, по которому первая сторона будет поставлять изюм, полезные ископаемые и травы в обмен на российскую сырую нефть, которая больше не будет поступать в Европу. Сделка обеспечит Афганистан одним миллионом тонн дизельного топлива и бензина без необходимости ее прохождения через западные финансовые учреждения. Ранее в этом году Индия предложила обменять чай, лекарства и высококачественный рис "басмати" на российские удобрения, не запрещенные западными странами к экспорту из России в связи с угрозой мирового продовольственного кризиса. Иран также предпринял шаги по созданию аналогичной бартерной системы с Россией.
Все эти страны избегают торговли в своих валютах из-за их волатильности. Кремлю не имеет смысла заставлять Талибан* платить за товары в рублях или афгани, одновременно работая над ослаблением рубля. Однако, как отмечают некоторые наблюдатели, бартерная система усложняет налогообложение и побуждает обе стороны манипулировать стоимостью собственных товаров и услуг. Однако маловероятно, что эти факторы будут ограничивать вышеуказанные страны. Их главная цель — обойти западные санкции и получить доступ к желаемым товарам. Поэтому в их интересах заключать взаимоприемлемые сделки, чтобы продлить бартер до тех пор, пока Китай не создаст надежную финансовую систему, неподконтрольную Западу.
Экономика России также устроена таким образом, чтобы извлекать выгоду из мировых войны за энергию. С поправкой на паритет покупательной способности Россия занимает шестое место по величине ВВП после Германии. Однако отраслевые объемы имеют большее значение, чем общий размер экономики. В 2021 году в России были следующие основные отрасли экономика: услуги (53%), сельское хозяйство (3,8%), промышленность (33%) и обрабатывающая промышленность (14 %). Сумма превышает 100%, потому что в разделении отраслей есть некоторое совпадение.
3,8% на сельское хозяйство кажутся мизерными, если не сравнивать их с главными союзниками и противниками России. Процент ВВП США, создающийся в сельском хозяйстве, едва превышает 1%процент, в Германии — 0,8%, а во Франции — 1,63%. Китай вырывается из этой тенденции, создавая в своем агросекторе 7,26% ВВП.
Эти цифры объясняют использование Москвой своих природных ресурсов в качестве оружия. Сравнительная сельскохозяйственная мощь России показывает, почему ей легко спровоцировать нехватку продовольствия и задержать экспорт зерна из украинских портов. Граждане России не только пострадают меньше, чем их европейские соседи, но и Китай вряд ли пострадает от такой продовольственной дипломатии.
Действительно, сельское хозяйство было одним из основных направлений деятельности Путина на недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета. Путин отметил, что сельскохозяйственное производство в странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2022 году выросло на 5,4%. Этот "очень хороший рост", по его словам, "тем более важен… на фоне нарастающего продовольственного кризиса в мире". Путин не мог не отметить, что цены на газ в странах ЕАЭС сейчас "в десять раз" меньше, чем в ЕС. Россия, благословенная своими природными ресурсами, против которые западные страны не решаются вводить санкции из-за их исключительной важности для мировой экономики – например, металлическим рудами, золотом и алмазами, Россия делает ставку на сохранение своих нынешних доходов до тех пор, пока она не сможет войти в управляемую Китаем систему, которая изолирует ее от западного давления.
Промышленность была второй центральной темой выступления Путина на саммите ЕАЭС. "Государства-члены Союза продолжают успешно развивать взаимовыгодное промышленное сотрудничество", — сказал Путин, прежде чем похвалил создание нового механизма в рамках ЕАЭС, который будет "предоставлять кредиты и субсидии перспективным совместным проектам".
Как было указано выше, промышленность составляет треть экономики России. Как это соотносится с ее основными противниками? Промышленность занимает заметно меньшее в экономики Франции (16,8%), Америки (18,5%) и Германии (26,6%). По этому показателю Россия неожиданно превосходит даже промышленную супердержаву Германию. Победителем в этой группе снова стал Китай с показателем 39,5%.
Эти статистические данные не означают, что Россия структурирует свою экономику лучше, чем западные страны. Они просто подчеркивает тревожную тенденцию: российские приоритеты, финансовые амбиции и организация ее отраслей все больше напоминают китайские. Дедолларизация означает гораздо больше, чем создание альтернативы платежной системе SWIFT — это всеобъемлющая трансформация, которая включает в себя глубокую финансовую реструктуризацию и привлечение ключевых союзников. Россия начинает это со стран Центральной Азии, настаивая на повышении эффективности деятельности ЕАЭС.
Однако главных своих успехов в дедолларизации Москва добилась внутри страны, в том числе, в работе с населением. И эта инициатива неразрывно связана с ее "принудительной дипломатией" в области природных ресурсов. Например, крупные топливные и нефтяные компании России планируют увеличить использование юаня в своей деятельности. В августе 2022 года Россия купила рекордное количество китайской валюты после того, как в марте Пекин удвоил обменный коридор юань-рубль, чтобы обеспечить большую гибкость при обмене этих валют.
Тем не менее, российские чиновники и хозяйственники прекрасно понимают, что этот процесс труден и сопряжен с определенными рисками. "России нужны доллары, так как внутри страны много долларовых депозитов, а у корпораций есть много долгов, номинированных в долларах", — предупредил один из них. В прошлом месяце даже Путин заявил, что Россия "не откажется от доллара", а вместо этого пока только резко сократит в своих расчетах. На долю Китая по-прежнему приходится меньшая доля российского экспорта, чем на западные страны, а цифровой юань пока не является адекватной заменой доллару. Но время уходит быстро.
Соединенным Штатам следует проводить стратегию, которая снижает эффективность российского экспорта природных ресурсов и препятствует сближению Москвы с Китаем, поддерживая при этом своих европейских союзников.
*Талибан, талибы – организация признана экстремистской, ее деятельность на территории РФ запрещена.
Автор: Аксель Деверну (Axel de Vernou)