Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Усиление санкций G7 говорит о провале Запада в борьбе против России, пишет британский обозреватель Ларри Эллиотт в статье для The Guardian. По его словам, ограничения только побуждают россиян заменять импортные товары продуктами отечественного производства.
Кремль оказал "Семерке" неожиданно жесткое экономическое сопротивление.
Очередное ужесточение антироссийских санкций, объявленное на саммите "Семерки" в Хиросиме, говорит нам о том, как решительно Запад поддерживает Украину. Но при этом это еще и признак провала.
Вопреки всем обещаниям быстрой победы, экономическая война не привела к сокрушительному удару. И ничто не предвещает, что заморозка активов, гонения на олигархов, поиск альтернативных источников энергии и даже эмбарго на экспорт ключевых узлов вынудят Кремль сменить позицию.
Мгновенного успеха не последовало — и едва ли это удивительно. Самый ранний исторический пример санкций восходит к Древней Греции, и с тех пор их плоды неоднозначны. Как правило, закручивание экономических гаек приводит к самым скромным результатам. Кроме того, чтобы меры сработали, требуется время — причем зачастую целые десятилетия.
Вне всяких сомнений, Россия уже ощутила на себе влияние санкций — но и Запад тоже. Вот уж правда: громкие уверения в скором крахе российской экономики объясняются отчасти тем, что западные политики прекрасно понимают, что на их избирателей уже обрушился "сопутствующий урон" — энергоносители и продукты подорожали, а уровень жизни, наоборот, упал.
Несмотря ни на что, общественная поддержка Украины в странах "Семерки" по-прежнему высока. Но последние 15 месяцев доказали, как тяжело взять измором столь богатую природными ресурсами и техническими возможностями страну, как Россия. Новые меры призваны перекрыть Кремлю доступ к ключевым оружейным компонентам, закрыть имеющиеся лазейки, еще больше снизить международную зависимость от российских энергоносителей и отключить Москву от мировой финансовой системы.
Международный валютный фонд прежде сулил, что российская экономика сожмется в 2022 году на 8,5%, но с тех пор пересмотрел свой прогноз до падения всего в 2,5%. Теперь же МВФ и вовсе предрекает рост в 0,7%. Инфляция находится на трехлетнем минимуме в 2,3% — ниже, чем в США, Великобритании или еврозоне.
Что же все-таки происходит? Одно из возможных объяснений — это на самом деле ситуация гораздо хуже, чем может показаться на первый взгляд. Поступают сообщения об утечке квалифицированных кадров и нехватке запчастей. Ни то, ни другое не приведет к немедленному краху, но в долгосрочной перспективе оба эти фактора замедлят экономику.
Новые санкции как политическая игра. Европа по-прежнему нуждается в российском газеНесмотря на санкции, ЕС остается крупнейшим покупателем российских энергоносителей, пишет Danas. Неудивительно: единственный вариант заменить российский газ — вернуться к использованию угля и АЭС. Но ни первое, ни второе не пользуется популярностью в Европе.
22.05.202300
Любопытно, что влияние конфликта признают даже некоторые россияне. В сентябре прошлого года Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук признал в своей оценке, что шок от санкций прокатился почти по всем отраслям экономики. При этом одной из острейших проблем называются трудности с получением сырья и комплектующих.
Читаем в докладе РАН: "Несмотря на крайнюю остроту возникших проблем, можно утверждать, что с угрозами краткосрочного характера, которые были порождены санкциями Запада, российская экономика и российские экономические власти в целом справились. Властям удалось довольно быстро купировать инфляционный всплеск в экономике, не допустить банковской паники, сопровождающейся резким оттоком вкладов и массовыми невыплатами по кредитам, обеспечить бесперебойную работу национальной платежной системы и с запасом вернуть обменный курс рубля к докризисному уровню".
Вера Запада в скорое окончание экономической войны вытекала из трех сомнительных предпосылок. Во-первых, что у России закончатся деньги, и она не сможет финансировать дальнейшие военные действия.
В действительности же эмбарго на энергоносители и заморозка российских резервов оказались менее эффективными, чем предполагалось изначально. Хотя объем российского экспорта нефти и газа сократился, выпавшие доходы компенсировали повышенные цены.
Россия предложила нефть и газ со скидкой и нашла массу охочих покупателей: в первую очередь Китай и Индию. Пока что Москве даже не приходится тратить резервы, хотя ситуация может измениться, если мировые цены на энергоносители продолжат снижаться.
Вторая предпосылка заключалась в том, что против российской агрессии сплотится все мировое сообщество. Этот оптимизм не оправдался. Многие страны Африки и Азии осуждать Россию не стали и на голосовании в ООН в самом начале конфликта воздержались.
Именно отсутствие всеобщей поддержки Украины позволило России обойти санкции. В репортаже немецкой газеты Bild отмечается, что экспорт немецких автомобилей в Казахстан вырос с 2021 по 2022 год на 507%, экспорт химической продукции в Армению — на 110%, а продажи электротехнической и компьютерной продукции — на 343%.
Может, конечно, в Казахстане и Армении и впрямь кипит экономический бум. Но гораздо вероятнее, что автомобили, химикаты и электроника кружным путем попадают в Россию.
Последняя же ошибка заключалась в том, что Россия 2023 года ничем не отличается от Советского Союза 1980-х и что покалеченная экономика рухнет под гнетом превосходной экономической модели Запада. Однако, как отметил в недавней статье американский экономист Джеймс Гэлбрейт, в России отличная система образования, обширная база технических знаний и масса промышленных предприятий, выстроенных западными транснациональными корпорациями после окончания холодной войны. Санкции лишь дали русским стимул заменить западный импорт отечественными товарами.
"Хотя освоить некоторые методы еще предстоит, у России есть всё необходимое — продукты питания, топливо, материалы, научный потенциал и инженерные таланты, — заключил Гэлбрейт. — Смогут ли ее экономические лидеры грамотно этими ресурсами воспользоваться — вопрос открытый, но пока что доказательства обратного не представляются убедительными".
Ничто из этого еще не гарантия российской победы. Путин и сам допустил ряд просчетов: например, полагал, что конфликт окажется скоротечным и что Запад ограничится лишь символической поддержкой Киева. Однако новые санкции и обещание поддерживать Украину "столько, сколько потребуется" — это признание, что российская экономика сопротивляется гораздо жестче, чем рассчитывала "Семерка".
Автор статьи: Ларри Эллиотт (Larry Elliott)