Конфисковать, а не просто заморозить российские активы? Почему это так сложно

Bloomberg: "хранение" замороженных в Лондоне российских активов оплачивают британцы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Заморозка запрещает использование, перемещение или продажу актива, но его юридическое право собственности при этом не меняется, пишет автор статьи для Bloomberg. При этом содержать замороженные активы накладно с финансовой точки зрения. И конфисковать их так просто не получится.
Джонатан Браунинг (Jonathan Browning)
Через несколько недель после того, как Россия ввела на Украину войска в феврале 2022 года, тогдашний министр транспорта Великобритании Грант Шаппс опубликовал в TikTok ролик с шестидесятиметровой синей супер-яхтой Phi, собственностью одного богатого российского бизнесмена, которую британское правительство только что конфисковало в лондонском доке. Это была красочная демонстрация западных санкций, замышлявшихся как удар по российской экономике и благосостоянию россиян. Однако чего Шаппс был сделать не вправе, так это взойти по трапу на борт. Это потому, что по закону Великобритания не конфисковала судно, а лишь заморозила его статус собственности, чтобы владелец не смог им воспользоваться. То же относится и к находящейся под санкциями российской собственности на сотни миллиардов долларов, которая в случае конфискации и продажи западными правительствами может частично оплатить восстановление Украины.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
1) В чем разница между заморозкой и арестом?
Заморозка запрещает использование, перемещение или продажу актива, но его юридическое право собственности при этом не меняется. Конфискация же актива — будь то транспортное средство, связанное с торговлей наркотиками, или супер-яхта оказавшегося под санкциями олигарха, — передает право собственности властям, которые могут использовать его по своему усмотрению или продать.
2) Какие российские активы были заморожены?
Вскоре после того, как Россия ввела на Украину войска, США и их союзники заморозили примерно 300 миллиардов долларов российского центрального банка, хранившихся за границей. Санкции против видных российских деятелей заморозили дополнительные активы на сумму около 58 миллиардов долларов — включая дома, яхты и частные самолеты.
3) Сколько из этого было изъято?
Относительно немного. В 2022 году правоохранительные органы Фиджи и Испании арестовали яхты российских миллиардеров Сулеймана Керимова и Виктора Вексельберга по запросу властей США. Управление по контролю за иностранными активами США причислило Керимова к группе олигархов, наживавшихся на коррупции в правительстве России. Яхта же Вельсекберга под названием Tango стоимостью 99 миллионов долларов оказалась связана с подозрениями в банковском мошенничестве, отмывании денег и нарушении санкций. США также конфисковали имущество Керимова, Вексельберга и еще одного российского миллиардера Олега Дерипаски, в результате чего общая стоимость конфискованного имущества, по данным Forbes, оценивается примерно в 635 миллионов долларов. Эти суммы представляют собой лишь часть их предполагаемого богатства. Так, состояние Вексельберга в свежем индексе миллиардеров Bloomberg оценивается в 7,1 миллиарда долларов.
4) Почему конфисковано так мало?
Уважение к частной собственности — один из законодательных столпов, регулирующих современные общества и международные отношения. Во многих странах допускается арест активов, приобретенных преступным путем, но доказать это в суде непросто. Ведя такие дела, следователи нередко теряются в лабиринтах подставных компаний и офшоров, которыми олигархи маскируют свою власть над трофейными активами. Более того, конфисковать активы под прикрытием санкций проблематично, ведь они задумывались как временная мера для достижения желаемого результата. Даже правительства, ограничившиеся заморозкой активов, могут столкнуться с юридическими проблемами: так, владелец российской яхты из ролика бывшего министра транспорта Великобритании в TikTok подал в суд на Министерство транспорта Великобритании и потребовал снять заморозку и возместить убытки.
5) Почему одной заморозки недостаточно?
Во-первых, она далеко не всегда перекрывает владельцам доступ. Правительство Великобритании выявило 230 случаев нарушений санкций в виде продолжающегося использования либо перемещения замороженных активов, но еще не выдвинуло ни одного обвинения — не говоря уже о финансовых штрафах. Кроме того, содержать замороженные активы, особенно те же яхты, накладно с финансовой точки зрения.Так, содержание яхты, пришвартованной в Лондоне, оплачивают британские налогоплательщики. И лишь получив активы в собственность, союзники Украины смогут их продать, чтобы помочь восстановить разрушенную инфраструктуру Украины — ожидается, что это обойдется в сотни миллиардов долларов.
6) Как обстоят дела с продажей арестованных активов в помощь Украине?
В середине 2022 года правительство Канады предоставило себе право арестовывать активы находящихся под санкциями физических или юридических лиц. При первой попытке применить закон правительство в декабре объявило, что потребует 26 миллионов долларов от Granite Capital Holdings, фирмы находящегося под санкциями путинского союзника Романа Абрамовича, и что деньги пойдут "на восстановление Украины" и "компенсацию жертвам незаконных и неоправданных действий путинского режима". Однако судебные разбирательства по этому делу еще не начаты.
Конгресс США в конце 2022 года одобрил арест российских активов в интересах Украины, но лишь в строго установленных случаях. В феврале генеральный прокурор Меррик Гарланд одобрил первую такую конфискацию в 5,4 миллиона долларов с банковского счета российского олигарха Константина Малофеева в Денвере.
ЕС намерен вписать уклонение от санкций в список преступлений, чреватых конфискацией активов, наряду с отмыванием денег и коррупцией.
Великобритания обратилась за юридической консультацией по аресту активов без нарушения международных правил. Один аналитический центр предложил взять на вооружение идеи из других юрисдикций, где критерии доказанности ниже. Так, итальянский антимафиозный кодекс позволяет властям объявлять владельца "угрозой для общества" для дальнейшей конфискации активов.
Однако канцлер Германии Олаф Шольц остается скептиком. Он заявил, что конфискация активов проблематична с юридической точки зрения, и много денег в любом случае не принесет.
7) Есть ли прецедент ареста замороженных активов?
После вторжения в Ирак в 2003 году и свержения Саддама Хусейна президент Джордж Буш распорядился конфисковать иракские средства в американских банках на сумму 1,7 миллиарда долларов, причем часть из них пошла на выплату зарплат иракским госслужащим. В 1996 году США конфисковали кубинские средства и позже использовали их для выплаты компенсаций семьям трех погибших американцев, чьи самолеты были сбиты кубинскими вооруженными силами.
Статья написана при содействии Дэниела Флэтли и Брайана Платта
Обсудить
Рекомендуем