Напряженность на Дальнем Востоке подтолкнула Японию к ремилитаризации. Она отдаляется от своего пацифистского идеала

Le Monde: угроза войны с Китаем подтолкнула Японию к отказу от мирной политики

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Решив отказаться от закрепленного в законе пацифизма из-за угрозы со стороны Китая, Япония разработала новую военную стратегию, пишет Le Monde. Этим шагом она преследует две цели: укрепить обороноспособность и показать Вашингтону, что Токио будет лоялен ему в надвигающейся войне США с Поднебесной.
Токио удваивает оборонный бюджет и меняет свою военную доктрину, чтобы противостоять давлению России, Северной Кореи и Китая. Таким образом, она все дальше отходит от пацифизма, закрепленного в Конституции страны после окончания Второй мировой войны.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Выбрав город Хиросиму, разрушенный 6 августа 1945 года в результате первого в истории взрыва атомной бомбы, для проведения саммита G7, Япония хочет "напомнить нам о том, что может произойти, когда мир и порядок рушатся, уступая место нестабильности и конфликтам", написал накануне события премьер-министр Фумио Кисида в американском журнале Foreign Affairs. Но, громко провозглашая пацифизм, высеченный в мраморе его Конституции, Токио подтвердил намерение играть все более активную роль на международной арене, в том числе в оборонной сфере. Это две цели, которые могут оказаться противоречивыми.
Страна идет по пути, который мог бы превратить ее в "нормальную" державу, то есть наделенную военной свободой действий, подобно любой другой суверенной нации на планете, — пока сказать такое о Японии нельзя. Неожиданный визит президента Украины Владимира Зеленского во время встречи G7, проходившей с 19 по 21 мая, похоже, соответствовал изменению стратегии Токио.
Дыхание конфликта на Украине сейчас ощущается даже на Дальнем Востоке, между Китаем и США растет напряженность. В таких условиях 16 декабря 2022 года Япония объявила о новой стратегии безопасности: удвоение ежегодного оборонного бюджета пятилетний срок, приобретение ракет большой дальности и распространение принципа самообороны на "контратаки", способные достичь стартовых площадок на территориях противника. Можно сказать, произошел исторический разрыв страны с прошлым.
Японский империализм просыпаетсяОтмена статьи японской конституции, в которой говорится об отказе от собственной армии и участия в войнах, – вопрос времени, пишет Haqqin. Милитаризация страны набирает обороты. Токио намерен закупить у США сотни крылатых ракет и тратить не менее двух процентов ВВП на "оборону".

Семантический обман

Пацифистская конституция, разработанная во время американской оккупации, начавшейся сразу после капитуляции японской армии, и вступившая в силу в 1947 году, пересматривалась с незапамятных времен. Ее склоняли в сторону все более активной оборонной политики, но при этом старались не создавать у японского общества, как и у всего остального мира, впечатление, что пацифизм ставится под сомнение.
В девятой статье основного закона говорится, что "народ Японии на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации" и что "никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны". В 1954 году, чтобы подтвердить то, что сегодня все чаще кажется обманом, армия государства получила название "силы самообороны". Любопытный парадокс состоит в том, что страна, приобретая оружие, обещает никогда его не применять, а ее войска с 1945 года не произвели ни одного выстрела. При этом на сегодняшний день в распоряжении Японии четыре вертолетоносца и авианосца, двадцать ударных подводных лодок и более сотни истребителей, в том числе американских F-35 последнего поколения...
"Правительство Японии и Либерально-демократическая партия находятся в несколько безумном положении, — анализирует Мицухиса Фукутоми, преподаватель мировой политики в университете Хитоцубаси в Токио. — С одной стороны, они хотели бы изменить Конституцию; с другой стороны, они обязаны учитывать общественное мнение, очень обеспокоенное этим вопросом. Вместо того, чтобы постоянно переписывать Конституцию, лучше было бы провести референдум". Новая стратегия правительства позволит ему вооружиться дополнительными средствами обороны и обеспечит эффективность сдерживания — неядерного, разумеется. Щитом стране, для которой владение атомным оружием до сих пор остается абсолютным табу, служит американский "зонтик" в Тихом океане.
Цель новой стратегии будет состоять в том, чтобы иметь возможность реагировать военным путем на ситуацию с региональной безопасностью, которая не перестает ухудшаться. Речь идет о растущей агрессивности Китая, более чем когда-либо настроенного на реинтеграцию Тайваня, — при необходимости силой. А также об угрозах со стороны Северной Кореи, которая без конца проводит баллистические испытания, во время которых ракеты иногда пролетают в небе Японии, прежде чем упасть в Тихий океан. В дополнение — многочисленные заявления Москвы по поводу бывших японских "северных территорий" (южных Курильских островов), отошедших русским по окончании Второй мировой войны.
Силы самообороны Японии внедряют беспилотники, но не смогут свободно запускать их в непредвиденных ситуацияхТокио выделил триллион иен на закупку дронов, которые он намерен внедрить в силы самообороны, пишет Diamond Online. Однако специфические японские законы крайне ограничивают возможности использования беспилотников. Это будет трата денег на мертвый груз, уверен автор.

Закупка четырехсот ракет "Томагавк"

Токио выделит на свою оборону более 300 миллиардов евро. Этот бюджет будет увеличен до 2% ВВП к 2027 году — против 1% сегодня, — что поднимет Японию с ее арсеналом на третье место в мире по объему инвестиций. Планируются модернизация национальных систем обороны, производство своего вооружения и закупка около четырехсот американских крылатых ракет "Томагавк". "Мы должны иметь возможность поражать цели на расстоянии 1 тысячи километров, в том числе используя базы запуска ракет большой дальности на острове Кюсю на юге Японии", — отмечает бывший пилот, генерал-лейтенант в отставке Коити Исобе.
После начала российской специальной военной операции 24 февраля 2022 года премьер-министр Фумио Кисида предупредил: "Завтра Дальний Восток может стать сегодняшней Украиной". Другими словами, если Китай нападет на Тайвань, весь регион будет охвачен огнем. Токио, как союзник Вашингтона, рискует быть втянутым в войну почти автоматически. "Принцип, провозглашенный Кисидой, уже упоминался в прошлом бывшим премьер-министром Ясухиро Накасонэ (занимал должность с 1982 по 1987 год). Он подчеркивал „неразделимость“ стратегических реалий между Европой и Дальним Востоком", — вспоминает Ёити Фунабаси, бывший редактор крупной газеты Asahi Shimbun, а ныне директор аналитического центра Asia Pacific Initiative. "Сегодня, — продолжает он, — японцы сталкиваются с теми же проблемами, что и западные страны. С точки зрения Токио украинский кризис нельзя рассматривать как исключительно европейский".
Стратегия национальной безопасности, Стратегия национальной обороны и Программа военного развития, обнародованные в декабре премьером Кисидой, свидетельствуют о наиболее опасной и сложной обстановке в сфере безопасности со времен окончания Второй мировой войны. Китай представлен в документах как "беспрецедентная стратегическая угроза". Северную Корею считают еще более опасной, чем раньше. Что касается России, то ее упоминают более осторожно, рассматривая как причину для беспокойства по соображениям безопасности.
Как и ожидалось, заявление Кисиды было немедленно одобрено Вашингтоном. Великий союзник содержит несколько десятков военных баз на архипелаге и еще больше укрепил свое сотрудничество с Токио в январе, в частности благодаря решению о развертывании новых сил быстрого реагирования на острове Окинава к 2025 году. План Японии, как написал госсекретарь Энтони Блинкен в Твиттере, "подтверждает общую приверженность двух стран укреплению их союза в целях содействия миру, процветанию и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе". За дипломатическими фразами маячит тень Китая, вызывающего озлобленность в американских и японских военных кругах.
Что Япония может сделать для Украины?Токио стремится расширить помощь Киеву и берет на себя новые обязательства, чтобы стать своего рода лидером на Украине, пишет The Diplomat. Однако этот замысел вряд ли увенчается успехом — влияние и ресурсы Японии слишком ограничены.
"Мы должны послать Пекину четкий сигнал: у нас есть необходимые военные средства, чтобы уничтожить захватчика", — говорит Куни Мияке, бывший советник по культуре посольства Японии в Пекине, а ныне политический телеобозреватель. У него не вызывает сомнений, что в случае нападения Китая на Тайвань "Япония будет втянута в конфликт вне зависимости от степени американской реакции". Дайсуке Акимото, специалист по стратегическим вопросам и младший научный сотрудник Института безопасности и развития в Стокгольме, доводит мысль до конца: "Если Китай нападет на Тайвань и США вмешаются, Япония немедленно окажется в состоянии войны как союзник Америки".
Перспектива участия Токио в потенциальном конфликте стала более вероятной в 2015 году — это дата предыдущего стратегического поворотного момента. В то время правительство премьер-министра Синдзо Абэ — он был одним из инициаторов расширения японской военной сферы до того, как был убит в июле 2022 года, — выступило в поддержку права на "коллективную самооборону". Эта концепция, закрепленная в законодательном порядке в сентябре того же года, разрешает силам самообороны, до тех пор ограниченным исключительно защитой архипелага, участвовать в военных операциях рядом с союзником, который подвергся нападению третьей стороны.
Хотя Япония является суверенным государством, она по-прежнему во многом зависит от Соединенных Штатов в стратегическом и военном отношении. "На самом деле у американцев есть все права!" — пошутил иностранный военный эксперт, работающий в Токио, имея в виду значительную свободу действий войск США, базирующихся на японской земле. Правда, сотрудничество двух государств складывалось на протяжении трагического и сложного послевоенного периода и в годы оккупации американским победителем, решавшим в то время уже "все".

Более жесткая риторика

"После Второй мировой войны это сотрудничество было направлено на защиту японской территории. Страна была опустошена, разоружена и потому не в состоянии обеспечить собственную оборону. Осознавая тот стратегический актив, который представляла Япония в Азии, США решили сделать ее крупным военным и торговым партнером, чтобы укрепить собственные позиции в складывающемся биполярном мире", — отмечает юрист Кларис Вальмалет в статье, опубликованной в 2016 году. "Соединенные Штаты в конце концов осознали, что Япония может быть полезна в начинавшейся холодной войне между США и Россией", — добавляет Нарушиге Мичишита, заместитель директора института политических исследований Grips. Япония должна служить тыловой базой в борьбе с коммунистической заразой в Китае и Индокитае.
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, подписанный Вашингтоном и Токио в 1960 году, предусматривает, что американцы будут защищать Японию в случае нападения. Взамен последняя разрешает присутствие на своей территории американских войск. Этот союз иногда оспаривался, в частности левой оппозицией, которая значительно утратила свое влияние. Как объясняет бывший дипломат Куни Мияке, сегодняшняя эволюция общественного мнения позволяет политическому классу делать более жесткие заявления: "Последние бэби-бумеры из числа левых японцев, настроенных против США, против истеблишмента, капиталистов, поддерживающих китайцев, вышли на пенсию или умерли. Они уступили место поколению, более решительно выступающему за укрепление стратегического потенциала страны".
Принятие в 2015 году парламентом закона о праве на коллективную самооборону привело к масштабным протестам оппозиции. Обнародование новых стратегических документов в конце 2022 года, как примета своего времени, вызвало лишь очень скромные возмущения.
Пределы военного пробуждения ЯпонииЯпония запланировала крупнейшее наращивание военной мощи со времен Второй мировой, констатирует автор статьи в Project Syndicate. Это означает, что она отказывается от послевоенной пацифистской политики в сфере безопасности. Причины таких изменений очевидны, отмечает автор.
Чтобы оправдать свою военную стратегию, Токио ссылается на угрозу, которую представляет Пекин для его безопасности. Вот несколько нюансов от нескольких собеседников. "Мы должны принять двойную сущность Китая, который является одновременно и нашим крупнейшим торговым партнером, и военной угрозой", — предупреждает бывший генерал Коити Исобе. "Экономические отношения с Китаем имеют решающее значение для нашей экономики", — добавляет Хитоси Танака, бывший вице-министром иностранных дел с 2002 по 2005 год, сейчас он советник в крупном научно-исследовательском институте. Танака не совсем уверен в правильности новой стратегии, которая может привести к ухудшению и без того натянутых китайско-японских отношений.
"Я рассматриваю Китай как угрозу. Но разумно и необходимо ли столь резко увеличивать военные расходы? Сможет ли наличие ракет большой дальности удержать Пекин и Пхеньян от нападения на нас?" — спрашивает господин Танака, который считает, что было бы лучше найти возможность для установления конструктивного диалога с Поднебесной. Примирение экономических требований и стратегических потребностей с китайским режимом, безусловно, непростая задача, но "позиция" правительства Кисиды изумляет бывшего заместителя министра, "удивленного" беспрецедентной дерзостью премьера со скромной репутацией.
В случае китайского вторжения на Тайвань, который находится примерно в 100 километрах от самого южного острова японского архипелага Йонагуни, господин Мичишита из института политических исследований Grips выделил три возможных сценария: "Либо Токио решит остаться в стороне от конфликта, что очень маловероятно, либо, с вероятностью 30%, предложит материально-техническую поддержку американским войскам, базирующимся в Японии, либо отправит своих солдат вместе с силами США..." По мнению эксперта, последний сценарий, а именно выступление на стороне Вашингтона в его противостоянии с Пекином, наиболее вероятен.
Хотя Япония и планирует покупать американское оружие, ее руководство размышляет о последствиях своей чрезмерной зависимости от США. "Страна должна быть более автономной, оставаясь при этом близким союзником Соединенных Штатов", — считает Масаюки Тадокоро, преподаватель факультета международных отношений в университете Кейо в Токио. Нужно доказательство непревзойденного характера военных отношений между США и Японией, добавляет он. "Чтобы японское сдерживание китайцев и северокорейцев было эффективным, мы должны убедить США, что являемся ценным стратегическим козырем для них, что они не должны нас бросать". Это решающее заключение в момент, когда длительное присутствие американцев в регионе начинает вызывать сомнения.

Отсутствие единодушия в обществе

Возможное возвращение Дональда Трампа на пост президента США по итогам выборов в 2024 году беспокоит японскую элиту, встревоженную последствиями победы республиканского магната в отношении присутствия США на Дальнем Востоке. Этот страх не разделяет Филип Голуб из Американского университета в Париже. Нынешняя доктрина Пентагона в Восточной Азии имеет, по его словам, все шансы противостоять возможной смене хозяина Белого дома. "Япония неразрывно связана с новой региональной стратегической конфигурацией и призвана играть все более важную роль в соперничестве США и Китая", — говорит он. — Проблемы внутренней политики США влекут неопределенность, но преемственность курса Вашингтона должна возобладать, в том числе в случае избрания Дональда Трампа, из-за масштабов обязательств США".
Как будет выглядеть японское сдерживаниеПравительство Японии, принимая решение почти вдвое увеличить оборонный бюджет в течение следующих пяти лет, должно знать, как правильно потратить эти деньги, пишет PS. Автор статьи уверен, что они необходимы для сдерживания потенциальных противников страны, главным из которых называет Россию.
В настоящее время, в условиях ухудшающейся ситуации с региональной безопасностью и после объявления об увеличении оборонного бюджета, японское общественное мнение, в значительной степени неполитизированное, не показало существенной озабоченности. Как и тайваньцы, которые не создают образ нации, готовой к войне с китайцами, японцы, похоже, не слишком встревожены тучами, которые собираются в небе Дальнего Востока. "Опросы общественного мнения показывают отсутствие единодушия", — утверждает французский социолог Поль Жобен из Института социологии Академии Синика в Тайбэе, возвращаясь из Японии. "Китай в большей степени, чем Северная Корея или Россия, воспринимается японцами как угроза, — отметил он. — Но их симпатии к Тайваню не означают, что они готовы поддержать военную интервенцию для защиты острова. При условии, что налоги не вырастут, они скорее согласятся увеличить оборонный бюджет".
Согласно последним многочисленным опросам World Values ​​​​Survey (2017-2022), японцы, как и немцы, наименее склонны к баталиям. В 2019 году на заданный вопрос "Готовы ли вы сражаться, чтобы защитить свою страну?" только 13% респондентов ответили "да"; 48% выбрали "нет", а 38% заявили, что не определились. В Китае и на Тайване положительно ответили соответственно 90% и 70% респондентов. Тот же опрос, проведенный в Токио после начала спецоперации России на Украине, несомненно, дал бы другие результаты, говорят наблюдатели. "Мы должны относиться к этим анкетированиям с некоторой оговоркой, — предупреждает Поль Жобен. — Я не думаю, что японцы менее мужественны и менее патриотичны, чем китайцы и тайваньцы, но от семидесятилетнего пацифизма, укоренившегося в сознании людей и в Конституции, не так легко отказаться".
Пацифизм как мантра, военная "нормализация" как реальность? Колебание между этими двумя полюсами характеризует сегодняшнюю Японию. Недавняя комичная ситуация показала, до какой степени Токио опасается, что его волюнтаризм может быть истолкован соседями как ремилитаризация архипелага, что рискует вызвать призраков Второй мировой войны. Публикуя на обложке номера от 22 мая портрет премьер-министра Фумио Кисиды, американский еженедельник Time написал, что Япония хочет стать "настоящей военной державой". Этот броский титул вызвал большой ажиотаж в руководящих кругах страны. Министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси тут же внес поправку. Он объяснил, что в статье премьер-министр был отмечен как лидер, наделенный исторической миссией, направленной на предотвращение разделения мира.
Из-за пересмотра девятой статьи Конституции пацифизм, провозглашенный в Японии, рискует все больше и больше походить на доктрину, а понятие "самооборона" станет все более двусмысленным. В частном порядке официальные лица признают, что оно уже не так важно. И когда Коити Исобе спросили, не следует ли вместо этого переименовать японские войска в "силы обороны", отставной генерал ответил с улыбкой: "Силы обороны, почему бы и нет..."
Автор: Бруно Филип (Bruno Philip)
Обсудить
Рекомендуем