"Момент Спутника" повторяется: США должны освоить гиперзвук

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 66 лет назад стал для США настоящим унижением, пишет The Hill. Сегодня аналогичная угроза национальной безопасности исходит от России и Китая и их гиперзвукового оружия, которого у Америки нет.
Дональд Лорен (Donald P. Loren)
Шестьдесят шесть лет назад Советский Союз потряс американцев, запустив первый в мире искусственный Спутник Земли. На тот момент самой передовой научной державой большинство считало именно США, проча им господство в надвигающейся космической гонке, однако суровая реальность показала, что Советы превзошли американские технологии, и это стало не только ужасной угрозой безопасности, но и национальным унижением.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Президент Эйзенхауэр поставил задачу наверстать упущенное — спустя всего четыре месяца американские инженеры отправили на орбиту еще более мощный "Эксплорер-1". После этого администрация Эйзенхауэра учредила НАСА, чтобы гарантировать победу США в любом космическом соревновании будущего.
Вспоминая прошлое, нельзя не отметить, насколько тревожно наше нынешнее отставание от русских и китайцев по возможностям гиперзвукового оружия. Мы должны отреагировать на этот вызов как можно скорее.
В то время, как США, судя по всему, застряли на этапе исследований и испытаний (в закупочной "долине смерти"), державы-соперницы уже развернули гиперзвуковые системы, защититься от которых может быть чрезвычайно трудно из-за их высокой скорости и маневренности.
Вести с полномасштабного конфликта на Украине говорят о российских ударах гиперзвуковыми ракетами "Кинжал", которые запускаются с воздуха и, как утверждается, способны развивать скорость до 10 Мах, то есть в десять раз быстрее скорости звука. Хотя украинцы утверждают, что некоторые из них удалось сбить американскими ракетами "Пэтриот", США пока не могут предложить собственное гиперзвуковое оружие, чтобы противостоять угрозе.
Сообщается, что Китай в развертывании гиперзвукового оружия продвинулся еще дальше России — и потенциально может угрожать не только Тайваню, но и самим США. Кроме того, Китай поигрывает военными мускулами с помощью баллистической ракеты средней дальности DF-17 и межконтинентальной баллистической ракеты DF-41, оснащенных гиперзвуковыми планирующим боевым блоком. В 2021 году китайцы отправили на низкую орбиту гиперзвуковое оружие — зловещее предзнаменование первого такого удара в истории.
Почему же США так сильно отстают? Чем вызвана задержка?
Дело отнюдь не в неготовности выделять ресурсы или неспособности адекватно оценить потребность в передовых системах вооружения. На самом деле, оборонный бюджет на 2024 финансовый год запросил рекордные 842 миллиардов долларов — из которых 11 миллиардов на исследования, разработку, испытания и оценку ракет большой дальности, включая гиперзвуковые.
Надо отдать должное администрация Байдена: несколько месяцев назад она задействовала раздел III Закона об оборонном производстве, чтобы "восстановить и расширить национальную гиперзвуковую промышленную базу". Он разрабатывался в унисон с президентским указом об американских цепочках поставок от февраля 2021 года, чтобы стимулировать налогоплательщиков "покупать американское" как можно чаще. Кроме того, в канцелярии заместителя министра обороны по исследованиям и разработкам "гиперзвук" назвали одной из важнейших технологических областей на 2023 год. Конгресс за последние пять лет также не раз называл развитие гиперзвуковых возможностей ключевым звеном национальной обороны.
Явное расхождение между заявленными приоритетами и очевидной неспособностью быстро развернуть соответствующие возможности объясняется, по-видимому, тем, что министерство обороны уже много лет посылает промышленности противоречивые сигналы о необходимости независимых инноваций, а его цели в отношении гиперзвуковых технологий расфокусированы. В результате мы слишком часто имеем дублирующие друг друга программы финансирования от Минобороны, которые не только не двигают дело с мертвой точки в геополитическом плане, но и нуждаются по-прежнему в постоянной финансовой подпитке со стороны Конгресса — а там даже ничтожный успех любят подавать как великую победу, однако отставаний от графика и провальных испытаний не приемлют.
Яркий тому пример — это "кризис идентичности", в котором оказался проект ВВС Mayhem ("Разгром"), программа гиперзвукового оружия стоимостью 334 миллиона долларов. Разработчики даже не могут решить, что они делают: недавние сообщения из открытых источников говорят о разработке ракеты, однако цифровые изображения намекают на самолет. Из-за столь сомнительного подхода проект наверняка будет свернут, как и многие другие гиперзвуковые программы (например, оружие быстрого реагирования ВВС США ARRW), или после долгих мытарств окольным путем придет к обычным беспилотникам, но по завышенной цене. Отсутствие ясности и стремления идти дальше достигнутого нашими противниками лишь усугубляет нашу неспособность своевременно развернуть собственный гиперзвук.
На недавней конференции Национальной оборонно-промышленной ассоциации конгрессмен Дуг Лэмборн из Колорадо в своем программном выступлении отметил, что гиперзвук — как технология "родилась в Америке, но оттачивается в Китае и России".
Нынешний расфокусированный подход "финансировать все подряд в надежде, что хоть что-то да выгорит" мешает США еще больше. Он уже ограничил количество поставщиков и производственные мощности, а наша инфраструктура производства, материалов и испытаний не поддерживает ни крупномасштабную разработку, ни своевременный ввод в эксплуатацию.
Ситуацию усугубляет и прохладный доклад о гиперзвуке бюджетного управления Конгресса за январь 2023 года, где отмечаются "технологические проблемы, которые лишь предстоит решить". Хотя на нынешнем этапе это вполне разумно, мы должны подчеркнуть насущную необходимость поскорее преодолеть эти проблемы, чтобы идти в ногу с китайскими и российскими технологическими достижениями и не отставать еще больше.
Таким образом, правительство и оборонная промышленность должны сотрудничать, чтобы имеющиеся ресурсы соответствовали требованиям. Мы не можем вечно ждать ввода гиперзвуковых систем в эксплуатацию. Угроза национальной безопасности, исходящая от китайского и российского гиперзвукового оружия, должна рассматриваться как аналогичная той, что исходила от советского спутника несколько поколений назад.
Дональд Лорен — почетный практикующий профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне, округ Колумбия. Контр-адмирал ВМС США в отставке, бывший заместитель помощника министра обороны и бывший помощник министра по делам ветеранов.
Обсудить
Рекомендуем