Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Корреспондент Helsingin Sanomat провела в Калининградской области неделю и убедилась, что из янтаря можно сделать практически все что угодно. Она рассказывает, что узнала о добыче "солнечного камня" и работе с ним ювелиров и дизайнеров. Ее вывод: янтарный бизнес чувствует себя уверенно.
Кажется, что из янтаря можно сделать практически все что угодно. Именно такое впечатление возникает, когда проводишь неделю в Калининградской области на берегу Балтийского моря.
Оригинальные декоративные и функциональные предметы, украшения и косметика, сияющие разными оттенками оранжевого, продаются в многочисленных лавках и на улицах. В маленьком городке Янтарный есть ресторан, который украшен янтарем практически полностью — вплоть до люстр и раковин в туалетной комнате.
Главная концентрация янтаря в Калининградской области находится именно в Янтарном, где работает "Калининградский янтарный комбинат". Это единственное предприятие в мире, которое контролирует всю цепочку производства янтаря, от добычи до изготовления продукции и продажи сырья.
Роман Гаранчук, пресс-секретарь янтарного комбината, и Максим Самуилов, сотрудник отдела управления, лучезарно улыбаются. "Янтарь — одно из национальных достояний нашей страны и бренд Калининградской области, — говорит Гаранчук. — Для Калининградской области янтарь означает рабочие места и доходы от налогов. Компания развивает и формирует город".
Больше всего янтаря добывают на берегах Балтийского моря. Это окаменевшая смола деревьев, которые росли миллионы лет назад. По данным "Калининградского янтарного комбината", примерно 90% мировых запасов янтаря находятся именно в Калининградской области.
Санкции против России: повышение ставок в "армрестлинге" за Калининград Решение расширить список товаров, запрещенных для транзита в Калининград, Вильнюс объясняет выполнением санкций Евросоюза, сообщает французское издание "Опиньон". Но почему под санкции попали цемент и алкоголь? Россия может ответить по своей логике: почему бы не затянуть ремонт газопровода в Германию?
12.07.202200
Последние десять лет "Калининградский янтарный комбинат" принадлежит государственной компании "Ростех", которая щедро вложила в развитие комбината большие средства.
С 2016 года количество сотрудников увеличилось в три раза — до 1080 человек, а добыча янтаря удвоилась до 500–550 тонн в год. Шахта была модернизирована, а для производства ювелирных изделий было построено новое здание. Из его просторных окон открывается вид на Балтийское море. За столами сидят женщины и мужчины разного возраста, изготавливающие серийные украшения и предметы декора из янтаря.
Для каждого этапа работы есть свой отдел и специалист: отдел сборки изделий из янтаря, отдел резьбы по камню, дизайн и проектирование продукции. Сотрудники отдела дизайна — самые молодые, им от 20 до 30 лет.
Сидящая за своим рабочим столом Екатерина Попова готовит проект янтарного пасхального яйца — и черпает вдохновение в фотографиях работ фирмы "Фаберже" в интернете.
Гаранчук и Самуилов интересуются, есть ли у журналиста и оператора собственные янтарные украшения. Нет, но у мамы, наверное, есть, отвечаем мы оба. Нам говорят, что это самый популярный ответ на подобный вопрос. В нем заключается одна из самых актуальных проблем янтарной промышленности: янтарь не привлекает молодое поколение.
По мнению Гаранчука, янтарь страдает от предрассудков и стереотипов. "Все думают, что из янтаря можно сделать разве что круглые бусы и подарить их маме. И на этом все. Никто не знает, что янтарь бывает разных видов и цветов, что его можно плавить и окрашивать. Возможностей уйма", — просвещает нас Гаранчук.
"Калининградский янтарный комбинат" взял на себя задачу разрушить предрассудки и превратить янтарь из "бабушкиных бус" в модный материал, которым могла бы вдохновиться и молодежь.
В конце июня комбинат организовал в Светлогорске VI Международный экономический форум янтарной отрасли. Темами были потенциал янтаря как модного бренда, развитие экспорта и увеличение объема продукции с высокой добавленной стоимостью.
Ювелиры и мастера-переработчики янтаря также представили свои новые коллекции. Главной темой ювелирной выставки стала "космическая фантазия". Иностранные гости ярмарки прибыли из Китая, арабских стран, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии. Особой популярностью янтарь традиционно пользуется у китайцев. Всего в форуме приняли участие около 10 тысяч человек.
По словам Максима Ломакина, руководителя службы реализации янтарного сырья, янтарь до сих пор мало известен даже в России. "Большинство переработчиков — представители малого бизнеса, 90% из которых расположены в Калининградской области и 10% — в остальной части России. В России только начинают знакомиться с янтарем — я имею в виду за пределами Калининградской области".
Раньше изделия из янтаря предназначались для ценных дипломатических подарков, но с началом серийного производства в 1950-е годы комбинат поставил себе цель, чтобы каждая семья в России имела что-нибудь из янтаря.
Большой внутренний двор комбината утопает в зелени и красиво благоустроен. К заводу ведет аллея почета, вдоль которой установлены портреты лучших сотрудников предприятия и президента Владимира Путина. Весной 2022 года президент наградил коллектив "Калининградского янтарного комбината" почетным знаком "За успехи в труде". Почетный знак выставлен в музее при комбинате.
В 2023 году добыча янтаря на руднике в Янтарном началась в начале марта. Планируется добыть 630 тонн янтаря. Янтарь добывают из илистой почвы при помощи специальной техники.
Главный геолог Алексей Коркин показывает нам ил, в котором виднеются куски янтаря. Янтарь вымывают из грязи и очищают.
В Калининградской области комбинат имеет эксклюзивное право на добычу янтаря из-под земли. Остальные предприниматели и частные лица могут только собирать выброшенный на берег янтарь или покупать его у комбината, который регулярно продает его на аукционах.
Как на бизнес повлияла ситуация на Украине?
"Военная спецоперация никак не влияет на производство. Мы работаем, добываем и продаем, как и раньше. Клиенты просто изменили логистику. Они стали больше использовать морскую транспортировку", — говорит Ломакин.
"Калининградский янтарный комбинат" имеет собственные магазины по всей России, в том числе и в Москве. В Калининграде, расположенном на берегу реки Преголи, диапазон цен на продукцию из янтаря такой же широкий, как и ассортимент. Самые доступные сувениры обойдутся в два-три евро. Самый дорогой предмет — крупное колье из белого матового янтаря, оно стоит 167 тысяч рублей, или около 1,8 тысяч евро.
Фирменная классическая модель комбината — брошь "Паук", которая производится с середины 1950-х годов. По мнению продавщицы, одна из новинок — эффектная брошь в виде магнолии — вполне подойдет финну.
Выбор настолько богат, что трудно определиться, что же купить. Но украшение из янтаря непременно нужно приобрести.