Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США должны извлечь уроки из попыток по восстановлению Афганистана, чтобы не повторить тех же ошибок на Украине, пишет TAC. Специалисты составили список того, на что нужно обратить внимание. Один из первых пунктов — сильнейшая коррупция в стране.
Извлекут ли США уроки из своих авантюр в Афганистане и Ираке?
Хотя некоторые люди и утверждают, что сегодня говорить о восстановлении Украины — все равно что принимать желаемое за действительное, и украинцы должны сначала победить, никогда не бывает слишком рано извлекать уроки, полученные в прошлых фиаско, в надежде, что их можно будет приспособить к любым новым начинаниям. Вот почему группа сенаторов попросила Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) составить краткий список того, чего больше не следует делать в ходе восстановления Украины.
SIGAR отвечал за надзор за расходами на восстановление Афганистана общей суммой в 145 миллиардов долларов, растянутых на два десятилетия. Согласно отчету, в дополнение к 1297 рекомендациям аудита, сделанным SIGAR в течение многих лет для возврата зависших средств, улучшения надзора за их расходованием и увеличения эффективности программы, они также дали 143 рекомендации органам исполнительной власти в рамках "программы извлеченных уроков". Таким образом, хотя, судя по всему, мало кто слушал их в отношении самого Афганистана, это не означает, что им нечего сказать в отношении следующей программы восстановления на Украине.
Как отмечает SIGAR, "хотя Афганистан и Украина — очень разные страны, которые на протяжении истории испытывали очень разные угрозы, многие из проблем, с которыми американские агентства столкнулись в Афганистане — координация действий, борьба с коррупцией, а также эффективный мониторинг и оценка проектов и программ — были такими же, как и те, с которыми они встретятся лицом к лицу на Украине".
Большая часть того, о чем SIGAR предупреждала в отношении Афганистана, была точным повторением того, о чем говорила ранее ее родственная организация, офис Специального генерального инспектора по восстановлению Ирака (SIGIR). Чрезвычайно разочаровывает то, что в обоих случаях действия следующей американской администрации повторяли ошибки ее предшественников. Еще большее разочарование может вызвать то, что я сам участвовал во всем этом, когда руководил двумя группами по восстановлению в Ираке и работал в государственном департаменте.
В какой-то момент в будущем наверняка у нас появится специальный генеральный инспектор по восстановлению Украины (SIGUR), который будет наблюдать за повторением тех же ошибок из Ирака и Афганистана, и которого никто не будет слушать. Создание SIGUR уже было предложено. Сенатор Рэнд Пол еще в мае выступил за временную приостановку пакета поддержки Украине на сумму 40 миллиардов долларов, безуспешно потребовав от Конгресса включения в этот пакет положения о создании должности генерального инспектора для наблюдения за распределением помощи.
Тем не менее, всегда есть надежда (должно быть, сотрудники SIGAR были самыми оптимистичными людьми на земле) в самом факте того, чтобы изложить на бумаге "ослепляюще очевидное", когда на карту поставлены миллиарды долларов и доверие к стране. Итак, от SIGAR с любовью — вот семь уроков из Афганистана для восстановления Украины:
Почему ЕС не станет накладывать арест на российские государственные активы с целью восстановления УкраиныЕС пока не может достичь согласия по конфискации российских активов и передаче их Украине, пишет The Economist. Это связано с юридическими вопросами и возражениями Берлина. В Европе также опасаются, что изъятие активов ЦБ России может пошатнуть доверие к евро как мировой валюте.
22.07.202300
Урок 1: Правительство США изо всех сил пыталось разработать связную стратегию того, чего оно надеялось достичь в Афганистане, и установило нереалистичные сроки, что привело к расточительным и контрпродуктивным программам.
Теперь кто бы мог подумать, что отсутствие стратегии да и вообще какой-либо согласованной цели замедлит ход событий? Будет ли на Украине существовать цель поднять всю страну до западноевропейских стандартов? Выделять при этом антироссийски настроенные территории? Пытаться купить лояльность пророссийских регионов? Или как в Афганистане (или как в Ираке, просто замените названия двух стран отсюда и далее) бездумно разбрасывать деньги в надежде, что "задним числом" появится какая-то последовательная стратегия?
Нереальные сроки достижения разных эфемерных целей (которые привязывались то к следующим местным выборам, то к следующим выборам в США, то к смене американского военного командования, то даже к окончанию срока моей командировки в качестве руководителя группы...) означали, что большинство этих сроков попросту игнорировались.
Урок 2: Отсутствие эффективной координации как внутри правительства США, так и в рамках международной коалиции, было серьезным препятствием на пути к успеху в Афганистане и привело к разрозненным и неэффективным действиям.
В Ираке итальянская группа реконструкции не разговаривала с американцами, не говоря уже о том, чтобы получать от них какие-то указания. Итальянцы были слишком сосредоточены на предоставлении коммерческих возможностей своим соотечественникам. Агентство USAID занималось школами и мостами, тогда как госдеп зациклился на "строительстве демократии" в средневековом исламском обществе, используя для этого местные театральные кружки. Надежда на появление синергии западных усилий была похоронена примерно так же, как если бы миллион обезьян печатали на миллионе пишущих машинок, — это все равно не помогло бы им создать шедевр мировой литературы. Можно ожидать, что восстановление Украины займет десятилетия.
Урок 3: Хотя уровень нашей финансовой помощи Афганистану считался нашей самой сильной стороной, он часто был и нашей самой большой слабостью.
Как в случае с подростками и выпивкой, наличие слишком большого количества денег может привести только к неприятностям. Миллиарды долларов были потрачены без особого надзора, что прямо привело к коррупции. Денежное цунами "захлестнуло афганскую экономику и подпитывало массовую коррупцию от высокопоставленных правительственных чиновников в Кабуле до властей самого низшего уровня на местах. Эта коррупция представляла критическую угрозу для нашей миссии в Афганистане". SIGAR обнаружил, что "в Афганистане правительство США слишком быстро потратило слишком много денег в той стране, которая не смогла их проглотить", и предупреждает о том же при будущем восстановлении Украины.
Из-за отсутствия надежной банковской системы бизнес в Ираке и Афганистане велся наличными, огромное количество бумажных денег ввозилось в страну на поддонах и хранилось рядом с сейфами, которые не могли вместить и десятой части наличных денег. Они просто взывали к тому, чтобы их использовали не по назначению.
А еще было неравномерное распределение средств на реконструкцию. У армии всегда было больше, чем у кого-либо другого, и поэтому она всегда побеждала во всех дискуссиях о том, что делать дальше. Как отмечает SIGAR, когда USAID пытался остановить реализацию проектов в областях, где их нельзя было контролировать или оценить, военные просто использовали средства из Программы реагирования на чрезвычайные ситуации своего командующего для реализации этих проектов в любом случае, часто в еще менее безопасных районах, где проекты вообще никогда не могли увенчаться успехом.
Урок 4: Коррупция была экзистенциальной угрозой для миссии по восстановлению Афганистана.
Это же будет самой серьезной проблемой и в таком месте, как Украина (она остается самой коррумпированной страной в Европе, и искоренение коррупции в этой стране будет проблемой поколений) с ее очень хорошо организованной преступностью. "Восстановление Украины означает в первую очередь борьбу со взяточничеством, — заявляет газета Washington Post. — На Украине есть укоренившиеся мафиозные сети, в которых участвуют высокопоставленные чиновники, и они могут препятствовать восстановлению страны и международной помощи, целенаправленно растрачивая ее и нанося ущерб способности правительства предоставлять государственные услуги. Борьба с коррупцией сложна, потому что требует сотрудничества и политической воли тех элит, которые получают от этого наибольшую выгоду. Мало кто сотрудничает охотно", — пишет SIGAR. Лидеры ополчения, полевые командиры, олигархи — все они представляют собой примерно одну и ту же проблему в разных ипостасях.
Урок 5: Созданию и реформированию афганских сил безопасности мешали поразившие их коррупция, хищничество и хроническая зависимость от Соединенных Штатов.
Украинские вооруженные силы на 100% зависят от США во всем — от запчастей и военной техники до обмундирования и стратегического и тактического руководства. Они уже утратили способность воевать самостоятельно. Цифры помогают рассказать эту историю. В течение двух десятилетий в Афганистане Соединенные Штаты ежемесячно тратили на помощь в области безопасности в среднем 375 миллионов долларов. Учтите, что на военную помощь и обеспечение безопасности на Украине в настоящее время США ежемесячно тратят уже 2,5 миллиарда долларов — почти в семь раз больше, чем в Афганистане. Вольно или невольно, но это приносит Украине все больше всесторонней зависимости.
Как и в Афганистане, силы внутренней безопасности Украины по-прежнему пропитаны коррупцией и нуждаются в срочном реформировании. Украинская полиция в значительной степени вызывает страх и недоверие со стороны людей, которым она должна служить. В некоторых районах страны полиция напоминает "организацию мафиозного типа". "Ее безнаказанность ужасает местных жителей, — предупреждает SIGAR.
Урок 6: Оборудование для слежения за населением, предоставленное афганским силам безопасности, оказалось неэффективным еще задолго до того, как рухнуло кабульское правительство.
Так много военной техники, бессистемно переброшенной в страну, обязательно создаст такую ситуацию, когда часть ее окажется в чужих руках. В Афганистане США снабжали обе стороны во многих столкновениях, оружие просачивалось в сельскую местность из-за коррупции, отсутствия безопасности и плохого обеспечения хранения.
Согласно отчету генерального инспектора, опубликованному в результате запроса Закона о свободе информации, осуществленного Military.com, на Украине организованные преступные группировки, местные мошенники и несанкционированные добровольческие батальоны получили или украли массу оружия из украинской армии, предназначенного для вооружения регулярных украинских вооруженных сил. В отчете показано, что усилия США по достижению целей конечного использования миллиардов долларов помощи Украине в области безопасности, потраченных в течение 2022 года, часто терпели неудачу.
В другом отчете Министерства обороны (DOD) говорится, что его сотрудники не соблюдают требования по отслеживанию финансовой помощи Украине. Согласно Daily Caller, в отчете рассматривается, как Министерство обороны "отслеживало транзакции на сумму более 6,5 миллиардов долларов США в виде финансирования по Закону о дополнительных ассигнованиях Украине через Программное обеспечение Advana" (это единственная открытая платформа отчетности). "Аудиторы предупредили, что некачественные собственные процедуры отчетности Министерства обороны США, включая использование систем, которые не читаются системой Advana, могут помешать надзору и прозрачности" (США не отследили должным образом помощь Афганистану в размере 18,6 миллиардов долларов, отчасти потому, что они использовали программные системы, которые были либо несовместимы одна с другой, либо были не в состоянии обрабатывать весь объем полученных данных. Большинство проектов в Ираке, на миллионы долларов, отслеживались только с помощью простейшей электронной таблицы Excel).
Сколько стоит восстановление УкраиныСтоимость восстановления Украины и модернизации ее экономики может достигнуть 500 миллиардов долларов в течение десяти лет, считает автор статьи в ЛIГАБізнесІнформ. Но вряд ли страна получит столько денег. Основная проблема – недоверие потенциальных инвесторов.
20.06.202300
Урок 7: Усилия по мониторингу и оценке в Афганистане были слабыми и часто измеряли простые входные и выходные данные, а не фактическую эффективность программы.
В Ираке мы оценивали эффективность программы так: увеличивали сумму денег, которую мы тратили на образование в одном квартале, на 13%. А в следующем квартале мы объявили об улучшении образования в нашем районе на 13%. Вот так вот простенько.
"Надзор за помощью непростительно запаздывал", — писал SIGAR:
"Правительство США плохо предсказывает ресурсы и сроки, необходимые для восстановления сложных институтов и объектов в других странах. Графики, установленные американскими чиновниками, игнорировали условия на местах и создавали порочные стимулы к быстрым расходам и сосредоточению на краткосрочных целях. Администрация специально выделяла такие краткосрочные проекты, в которых деньги можно было бы потратить быстрее и заявить об успехах раньше, чем по более полезным, но потенциально более продолжительным, долгосрочным программам. Вопросы физической безопасности, политической стабильности и неотложные потребности в восстановлении разрушений получали безусловный приоритет над долгой и кропотливой работой по построению в стране надлежащего государственного управления и обеспечению верховенства права, по борьбе с коррупцией.
Это те уроки, каждый из которых предполагает свои серьезные выводы. Они были в значительной степени проигнорированы в Афганистане и Ираке. Думаете, они принесут больше пользы на Украине?