Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польские фантазии о восстановлении Украины

© Pixabay _Строители
Строители - ИноСМИ, 1920, 26.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восстановление Украины обойдется в триллионы долларов и займет десятилетия, но польские компании на этом не заработают, пишет Przegląd. Разочарование поляков на Украине будет сильнее, чем унижение, пережитое ими в Ираке.
Марек Чарковский (Marek Czarkowski)
Когда 24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине, стало ясно, что после окончания военных действий страну будут восстанавливать. Еврокомиссия, правительства США и Великобритании практически сразу начали разрабатывать программы помощи, которые должны облегчить Киеву выполнение этой задачи.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Польша также заявила о своем желании принять участие в этой работе. Об этом говорили не только премьер-министр Матеуш Моравецкий и министры его правительства, но и видные оппозиционные политики во главе с Дональдом Туском. В конце мая президент Анджей Дуда, выступая перед Верховной Радой Украины, а также на экономическом форуме в Давосе и в интервью CNN говорил о необходимости создания специального фонда для финансирования восстановления Украины. "Сегодня по всему миру заморожены гигантские российские активы, по имеющимся оценкам, это более 300 миллиардов долларов. Именно за счет этих средств должна быть восстановлена Украина", – сказал он.
Светлый образ восстановления польскими фирмами лежащих в руинах украинских городов, деревень и промышленных предприятий, а также разрушенных дорог, мостов, аэропортов и общественных зданий, к сожалению, замутняет тот факт, что ответственным за разработку государственного комплексного плана послевоенной помощи Киеву является вице-премьер и министр государственных активов Яцек Сасин (Jacek Sasin). Данный политик прославился не только попыткой провести выборы по почте, но и продвижением скандального проекта строительства фирмой Polfa Tarchomin "завода по розливу вакцин".
По объему военной помощи, оказываемой Украине, Польша занимает третье место после США и Великобритании. Но когда дело дойдет до распределения контрактов на восстановление этой страны, союзники не дадут полякам заработать. Как это было когда-то в Ираке.

Как это делается в Багдаде

До нападения войск коалиции во главе с США на Ирак в 2003 году Пентагон утверждал, что "стоимость войны" не превысит 95 миллиардов долларов США. Потом американцы подсчитали, что на ликвидацию военного ущерба, гуманитарную помощь и создание демократических структур нового государства придется потратить дополнительно 200 миллиардов долларов США. С какого-то момента эта сумма стала стремительно расти. Только на военные операции США потратили более 800 миллиардов долларов. Нобелевский лауреат по экономике профессор Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) подсчитал, что расходы, понесенные США в Ираке, составили в целом 2-4 триллиона долларов.
За исключением контролируемых курдами северных регионов страна была разрушена, а ее восстановление в 2003-2008 годах обернулась фарсом и грандиозным фестивалем неприкрытой коррупции. ВВП Ирака, который по объему запасов нефти уступает только Саудовской Аравии, в 2020 году по данным Всемирного банка составил на душу населения 4145,9 долларов (для сравнения: в 1990 году этот показатель составлял 10 356,9 долларов).
Президент Украины Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 22.06.2023
Киев уже планирует восстановление страны. Огромный шанс для польских фирмВооруженному конфликту не видать ни конца ни края, а Киев уже думает о том, как жить после его окончания, пишет RP. Он желает "зеленого восстановления", для чего потребуются сотни миллиардов евро иностранной поддержки. ЕС готов вложить немного средств и только в достижение климатического нейтралитета.
В 2004 году газета Washington Post писала о связях концерна Halliburton, который в прошлом возглавлял тогдашний вице-президент Дик Чейни, с администрацией президента Буша. Через год после нападения сил коалиции на Багдад Halliburton стал крупнейшим частным субподрядчиком американской армии в Ираке. Стоимость заключенных контрактов превысила 11 миллиардов долларов. Неудивительно, что в американских СМИ и в интернет-пространстве стали активно циркулировать теории о том, что вице-президент Чейни делал все, чтобы концерн, который он до этого возглавлял, зарабатывал как можно больше. Концерну Halliburton это не повредило. В последующие годы стоимость контрактов, заключенных с американской армией, увеличилась до 17 миллиардов долларов.
В свою очередь, строительная компания Bechtel получила контракт на строительство иракских школ и больниц на сумму 2,5 миллиарда долларов. Однако ни один такой объект так и не был построен в срок и по указанной в смете цене. Не повезло и компании Custer Battles – было доказано, что она завысила сметы на 10 миллиардов долларов.
В 2003 году правительство премьер-министра Польши Лешека Миллера (Leszеk Miller) приняло решение об участии небольшого контингента польских войск в нападении на Ирак. Американцы предложили полякам регион между Басрой и Багдадом, который должны были контролировать 2,5 тысячи польских военных. Правительство Польши согласилось, при условии, что Соединенные Штаты покроют все расходы.
Вслед за армией на иракскую землю должны были подтянуться польские предприниматели. Планы были амбициозными. Компания Budimex, которая в 80-х гг. строила в Ираке дороги и шоссе, рассчитывала вернуться на берега Евфрата. Такие же надежды питали фирмы Energobudowa, Bumar, Stalexport, а также оружейное предприятие Łucznik из Радома, которое хотела оснастить новую иракскую армию калашниковыми.
Правительство Польши собирало предложения и пыталось убедить американцев дать какие-нибудь заказы польским компаниям. Результаты были скромными. Министр иностранных дел Влодзимеж Чимошевич однажды упомянул, что правительство рассчитывало на получение польскими компаниями Orlen и Гданьским НПЗ прямого доступа к иракским нефтяным месторождениям. Это оказалось несбыточной мечтой. В то время польские НПЗ были приспособлены для переработки исключительно российской нефти.
Удачным оказался только один проект. В декабре 2004 года компания Bumar подписала в Варшаве два контракта на поставку техники и вооружения иракской армии на сумму 240 миллионов долларов. Со стороны Багдада его подписал д-р Зиад Каттан – колоритная и хорошо известная на берегах Вислы личность. Отец доктора Каттана был генералом в армии Саддама Хусейна. В 80-х годах он отправил сына учиться в Польшу. После первой войны в Персидском заливе в 1991 году Зиад Каттан решил остаться в Польше и заняться бизнесом. Незадолго до начала второй войны, в 2003 году он отправился в Багдад, чтобы вывезти своего отца из Ирака. Когда американцы захватили город, Каттан стал мэром одного из его районов. А затем заместителем министра национальной обороны в правительстве Ийяда Аллауи, ответственным, в частности, за закупку вооружения для новой иракской армии. В 2005 году, после проигранных Аллауи выборов и прихода к власти команды премьер-министра Ибрахима аль-Джафари выяснилось, что к контрактам на поставку вооружений на сумму 1,5 миллиарда долларов, мягко говоря, имеются вопросы.
В растрате были обвинены 23 человека. Доктор Каттан, имеющий польское гражданство, появился в Варшаве и объяснил, что обвинения являются необоснованными и все это интриги политических оппонентов. Позже иракский суд приговорил его к 180 годам тюремного заключения и к возврату 800 миллионов долларов. Шли годы, но в Багдаде о нем не забыли. В январе 2017 года Зиад Каттан был задержан в столице Иордании Аммане и передан иракцам. Через год его отпустили, он вернулся в Польшу, и с тех пор о нем ничего не слышно.
Президент Украины Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 20.06.2023
Сколько стоит восстановление УкраиныСтоимость восстановления Украины и модернизации ее экономики может достигнуть 500 миллиардов долларов в течение десяти лет, считает автор статьи в ЛIГАБізнесІнформ. Но вряд ли страна получит столько денег. Основная проблема – недоверие потенциальных инвесторов.
В ноябре 2003 года директором по экономической политике во временных коалиционных органах Ирака стал профессор Марек Белька. Времена были трудные. Из США в Багдад доллары возили в матрасах, потому что так их было легче загрузить в самолеты. Коррупция в стране достигла огромных масштабов. В этих условиях о какой-либо экономической политике говорить не приходилось.
В августе 2005 года агентство AP процитировало заявление профессора Бельки, который в ходе международной конференции под названием „Как жить вместе на Земле”, организованной в шведском городе Телльберг, сказал, что попытки послевоенного восстановления Ирака „полностью провалились”, а Соединенные Штаты и их союзники допустили ошибку, используя при разработке планов восстановления Ирака опыт помощи Германии после Второй мировой войны.
Зато у наших военных дела шли отлично. В феврале 2005 года во время досмотра багажа возвращающихся с третьей смены польского контингента в Ираке офицеров военная полиция обнаружила примерно 90 тысяч долларов наличными. Полиция решила, что это вряд ли отложенные с зарплаты средства. Началось расследование, которое показало, что полковник Мариуш С. и его коллеги взимали с представителей местного бизнеса "положенные" 10% так называемого бакшиша. Всего военные выручили около 250 тысяч зеленых. Первый судебный процесс начался в 2005 году. В 2017 году "бакшишевой аферой" занимался Верховный суд. Бывшему полковнику Мариушу С. грозило 12 лет тюрьмы. В СМИ гадали, сколько же хапнули генералы, если обычный полковник "заработал" 250 тысяч, но военные прокуроры по этому следу не пошли.

Если Украина победит Россию

Все рассуждения о восстановлении Украины не имеют смысла, если победителями в этом конфликте станут русские. Из заявлений российских журналистов, экспертов и политиков следует, что Москва не горит желанием восстанавливать эту страну из руин.
Россия – большая страна, в которой не хватает квалифицированной рабочей силы. Украинцы могут найти работу в Сибири и даже на Дальнем Востоке. Уже несколько лет в России действует упрощенная процедура предоставления гражданства жителям Луганской и Донецкой областей, которая теперь распространяется также на население Херсонской и Запорожской областей.
А что будет, если Украина выиграет или хотя бы сохранит нынешние территории? По оценкам заместителя министра экономики Украины Дениса Кудина, после 20 дней военных действий разрушения уже были настолько велики, что на том этапе восстановление страны обошлось бы в 121 миллиард долларов. После более чем 100 дней эта сумма уже наверняка значительно больше. Она может составлять до 1 триллиона долларов – и эта цифра постоянно растет, поскольку каждый день российская армия уничтожает все новые и новые промышленные предприятия, объекты военной, автомобильной, железнодорожной и гражданской инфраструктуры.
Вряд ли ЕС, США и их союзники смогут найти такие огромные средства. Да еще так быстро, как того желают киевские власти. Украинцы, например, предполагают, что к 2024 году страна станет полноправным членом Европейского союза. Что удастся возобновить работу портов, восстановить и расширить автомобильное, железнодорожное и воздушное сообщение с Европой.
Киев также рассчитывает на строительство мощного военно-промышленного комплекса и получение передовых западных технологий. Он хочет практически неограниченного доступа к рынку ЕС.
Клоунада и позор. Итальянский журналист раскритиковал Рим из-за Украины
Марко Травальо: Это позор – организовывать конференции по восстановлению Украины, в то время как мы посылаем оружие, чтобы ее уничтожить26 апреля в Риме прошла двусторонняя конференция по восстановлению Украины. Главный редактор итальянской газеты Il Fatto Quotidiano Марко Травальо назвал эту встречу "клоунадой" и призвал прекратить вооружать Киев.
В мае Еврокомиссия объявила, что на социальные, экономические и финансовые цели Украины с начала конфликта было потрачено 4,1 миллиардов евро.
Кроме того, в рамках Фонда мира ЕС передал Польше, Словакии, Латвии, Литве и Эстонии 1,5 миллиарда евро, еще 500 миллионов евро планируется передать в будущем. Эти средства ЕС являются компенсацией за поставленное Украине вооружение.
На данный момент о планах реконструкции, над которыми в настоящее время работают в Брюсселе, известно не много. Президент Анджей Дуда и премьер-министр Моравецкий пытаются создать впечатление, что Польша в борьбе за заказы на восстановление Украины обладает явным преимуществом. Но это не так.
Американцам и западным европейцам хорошо известен огромный уровень коррупции на Украине, и они, безусловно, захотят иметь решающий голос при выборе подрядчиков. Польские компании в лучшем случае могут рассчитывать на субподряд. Американские, испанские и турецкие строительные компании будут иметь преимущество за счет более низких цен или связей с теми, кто принимает решения. Что касается передачи передовых технологий, то говорить здесь не о чем. Польша на протяжении десятилетий, наряду с Румынией и Болгарией, находится в конце всех рейтингов, касающихся исследований и разработок, а также взаимодействия науки с промышленностью. Нам просто нечего будет предложить.
Что еще хуже, деньги, которые Евросоюз и США закачают в украинскую экономику, будут способствовать появлению у нас серьезного конкурента. Обладающего четырьмя атомными электростанциями, а значит, доступом к дешевой электроэнергии.
Для немецких концернов дешевая украинская рабочая сила будет привлекательнее, чем польская. А это значит, что на Днепр пойдет больше заказов, чем на Вислу. Наше разочарование на Украине будет сильнее, чем унижение, пережитое в Ираке. Что ж, пока мы рассчитываем на друзей, американцы, немцы и англичане занимаются бизнесом.