Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Африку накрыла волна госпереворотов, пишет An Nahar. Это играет на руку России, которая усиливает свое влияние на континенте. Запад, возможно, обвинит Москву во вмешательстве во внутреннюю политику южных стран. Однако об этом и речи быть не может, считает автор статьи.
Волна переворотов, прокатившаяся по франкоязычной Африке, впервые дошла до относительно благополучного (по меркам континента) государства. Военные свергли президента Али бен Бонго Ондимбу, правящего Габоном с 2009 года и представляющего политическую династию, которая руководит страной вот уже 56 лет.
Это произошло через несколько дней после всеобщих выборов, которые противники главы государства сочли нечестными и несправедливыми. В отличие от переворотов в Мали, Нигере и Буркина-Фасо, военные сразу и однозначно заявили, что страна не отказывается от своих прежних обязательств и не будет менять внешнеполитический курс. Версия о том, что за переворотом стоит "рука Москвы", в западных СМИ не появилась – по крайней мере, пока. Соединенные Штаты и Франция ограничились лишь выражением озабоченности и заявлениями о намерении поддержать демократию.
Госперевороты в африканских странах продолжаются, и от них, в частности, выигрывает Россия, поскольку борьба между ней и Западом за влияние на континенте, богатом различными природными ресурсами, разгорается все больше. Однако "отпечатков пальцев" Москвы в деле о Габоне нет.
Военный переворот в Габоне удивительно схож с недавними событиями в Нигере. Смена власти произошла без кровопролития. Группа военных выступила по телевидению, объявив, что страна переживает "острый институциональный, политический, экономический и социальный кризис", и что глава государства должен уйти в отставку. И, как и в Нигере, не совсем ясно, кто является главным инициатором переворота. Военные распустили все органы власти и создали Комитет по переходу и восстановлению институтов. Кто в него входит, не упоминается. Однако этот орган, как сообщили военные, берет на себя полномочия всех ветвей власти. При этом они сразу же заявили о готовности выполнять все международные обязательства, взятые на себя Ондимбой.
Если президент Нигера Мохамед Базум после демократических выборов руководил страной всего два года и не был родственником прежнего лидера Махамаду Иссуфу, то Ондимба находился у власти с 2009 года. Его предшественником был отец Омар Бонго, правивший страной с 1967 года. Их огромный клан (одних только братьев и сестер у свергнутого президента несколько десятков) долгие годы умело лавировал между различными властными и этническими группами внутри Габона, выступая в роли незаменимого арбитра в их спорах.
Еще одно потрясение для Франции в Африке – от ГабонаВ Африке по принципу домино осуществляются госперевороты против прозападных лидеров, пишет Yeni Şafak. Так, колониалистская Франция, которая вместе с другими европейскими странами разграбляла природные богатства континента, потеряла еще одного союзника – Габон.
01.09.202300
Международная реакция на переворот в этой маленькой стране с населением в 2,2 миллиона человек не была столь бурной, как некоторые ожидали. Неоднозначная фигура свергнутого президента заставляет Запад тщательнее подбирать слова и не допускать столь громких заявлений, как в ситуации с Нигером.
Мировые державы пока просто "выражают обеспокоенность". Ни США, ни Франция, ни Африканский союз не затрагивают тему санкций и интервенции. Но это не означает, что они не рассматривают эти варианты.
Габон занимает важное место во внешнеполитических интересах Франции. Он – в отличие от большинства других французских колоний в Африке – является довольно процветающим государством. Индекс человеческого развития, демонстрирующий уровень грамотности, образования и ожидаемой продолжительности жизни, растет. Габон имеет самый высокий показатель среди франкоязычных стран Африки. Страна обладает огромными запасами нефти, месторождениями урана и марганца, ведется добыча золота.
Порядка 400 французских военнослужащих продолжают находиться в Габоне. В этой стране нет джихадистских группировок (как в Нигере). Вполне вероятно, что французским властям не придется вмешиваться. Экономический ущерб от переворота уже довольно велик: не работают порты, в главном аэропорту отменены рейсы. Французская горнодобывающая компания Eramet, занимающаяся добычей марганца, приостановила свои операции в Габоне.
При этом нефтедобывающие компании продолжают работать. Относительное благополучие Габона, страны-члена ОПЕК, зависит прежде всего от экспорта нефти. Китай является главным импортером габонской нефти, а также помогает стране с инфраструктурными проектами. Он призвал гарантировать личную безопасность президенту Али бен Бонго Ондимбы. Отдельно отметим, что в этом году глава государства посетил Пекин и Париж.
Автор: Халид аль-Алеззи (خالد العزي)