Европа уклонилась от путинской "газовой пули", но она, как и прежде, жаждет дешевой энергии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа громко и демонстративно отказалась от российского газа – но что получилось в итоге? Теперь континент впал в зависимость от других поставщиков, пишет автор статьи для CNN. Он пытается решить эту проблему с помощью "зеленого курса", но не все так просто.
С того момента, как стало ясно, что полномасштабная военная операция России на Украине неизбежна, Европа поняла, что уже очень скоро ей придется отвечать на очень сложные вопросы.
Прежде всего, сумеет ли континент отказаться от российского газа, который он жадно потреблял на протяжении десятилетий, и удастся ли ему выйти из-под власти президента Владимира Путина, который может прекратить поставки в ответ на западную поддержку Украины?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В Европе энергетическая безопасность всегда была чревата издержками и требовала компромиссов. Дешевые импортные энергоресурсы создают риск зависимости от стран, которые их поставляют.
Что касается России и ее газа, то европейские чиновники поначалу думали, что долгая и холодная зима 2022-2023 годов вынудит Европу смягчить карательные меры против Москвы. В конце концов, развитые страны Евросоюза не могут допустить, чтобы их граждане мерзли из-за Украины.
Но сочетание ряда факторов, таких как везение, меры планирования и европейская поддержка Киева, предотвратило энергетическую войну, которую одно время считали тайным путинским козырем. В Европе была необычайно теплая зима, страны и их граждане всеми силами экономили газ.
Такое сочетание теплой зимы и снижения потребления газа дало Европе возможность отказаться от своей политики "перемены с помощью торговли" (Wandel durch Handel), которая предполагала, что Россия ради денег примет западные ценности.
В первую очередь надо было уменьшить импорт из России. В 2021 году, за год до начала спецоперации на Украине, 45 процентов всего газового импорта ЕС поступало из России. В Германии этот показатель был равен 52 процентам. С тех пор объемы резко сократились. По данным Евросоюза, в первом квартале 2023 года на долю России пришлось всего 17,4 процента газового импорта в ЕС.
Во-вторых, надо было использовать преимущества теплой зимы и заполнить газовые хранилища перед началом холодного сезона 2023-2024 годов.
Сегодня европейские подземные хранилища газа заполнены настолько, что никто не сомневается: Кремль не сумеет воспользоваться энергоресурсами как средством давления на Европу. Следовательно, решимость Европы не ослабнет, и она, как и прежде, будет поддерживать Украину. К середине августа ЕС достиг своей цели, заполнив хранилища на 90 процентов. Сделал он это задолго до крайнего срока – 1 ноября.
Более того, Европа существенно диверсифицировала поставки энергоресурсов.
А теперь к плохим новостям. Несмотря на все эти усилия и впечатляющие достижения, представители власти и аналитики опасаются, что европейская энергетика слабо защищена на долгосрочную перспективу.
Наибольшую озабоченность вызывает то, что хотя Европа диверсифицировала поставки газа, основную часть запасов на сегодня составляет сжиженный природный газ (СПГ).
Европа как никогда сильно зависит от российского газа, но на этот раз сжиженногоНесмотря на санкции, Европа не отказалась от российского газа – такой вывод делает автор статьи в Le Figaro. Она нашла "лазейку" в виде СПГ, сжиженного природного газа из России. Читатели считают эту меру вынужденной, без которой можно было бы обойтись, если бы Европа не шла на поводу у США.
"СПГ — это настолько очевидное решение проблемы, что он стал приоритетом. Но СПГ также очень ходовой товар, и определить его происхождение немного сложнее, — говорит научный сотрудник Центра изучения европейской политики (Center for European Policy Studies) Милан Элкербаут (Milan Elkerbout). — Что это значит? Часть СПГ может поступать из России не напрямую, а это помогает ей пополнять свои доходы".
ЕС заявляет, что большую часть СПГ он закупает в США, Катаре и Нигерии. Но очень часто такой газ продается на бирже, а там в контрактах на поставки нет никакой ссылки на его происхождение.
Второе опасение (оно более важное) касается долгосрочной перспективы.
Да, Европа частично отказалась от своей политики "перемен с помощью торговли" в отношениях с Россией, но теперь она попала в зависимость от других поставщиков. А если говорить об энергетической безопасности, то зависимость в конечном итоге возвращает нас к классической схеме: хорошие экономические показатели связаны с риском.
Европа надеется ликвидировать свою энергетическую зависимость через "зеленый курс". Это такой величественный план, предусматривающий ее превращение в первый климатически нейтральный континент к 2050 году. Этот проект по нынешним оценкам обойдется в триллион с лишним евро. Осуществлять его будут по самым разным направлениям. Это и посадка трех миллиардов деревьев, и ремонт зданий с целью повышения энергоэффективности. Конечно, немалую роль призваны сыграть крупные инвестиции в энергетику на возобновляемых источниках и в чистый транспорт.
Первая важная веха "зеленого курса" — это сокращение парниковых выбросов в ЕС до 2030 года на 55 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. Критиков все больше беспокоят медленные темпы продвижения к этому контрольному показателю, а также огромные издержки отдельных стран-членов. В этих условиях кое-кто обращается к другому источнику помощи в осуществлении энергетического перехода: к Китаю.
В Брюсселе вам вряд ли скажут, что отношения ЕС с Пекином в настоящее время удовлетворительные. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно изменила свое мнение о Китае и заняла более воинственную позицию. Она подробно рассказала о том, что надо "снять риски" в отношениях Европы с ним. Но фон дер Ляйен признает, что многие европейские долгосрочные планы лучше всего осуществлять в партнерстве с Китаем, в том числе ее амбициозный план создания зеленой Европы.
Позиция фон дер Ляйен является отражением расхождений во взглядах 27 стран — членов ЕС. Кто-то настроен исключительно агрессивно и видит в Китае авторитарную тиранию, а также серьезную угрозу безопасности. Кто-то считает, что это совершенно очевидный источник поставок дешевых солнечных панелей, ветроустановок и аккумуляторов. А кто-то полагает, что альтернативы сотрудничеству с Пекином просто нет, но выстраивать с ним отношения надо осторожно.
Многие считают, что угроза заключается в стратегических замыслах Китая, который уже стал ключевым игроком в различных технологических сферах и в поставках важнейших видов сырья, без которых зеленый переход невозможен.
"Северный поток". Европа вляпалась в газ по уши. Остается молиться, чтобы правда не вышла наружуЕвропейские политики уже не знают, кого обвинить во взрывах на "Северных потоках", чтобы отвести подозрения от США. Над этим иронизирует французский экс-дипломат Жан-Ноэль Пуарье. И, если уже очевидная вина США будет доказана, лидеры ЕС окажутся в очень неловком положении, пишет он в статье Causeur.
"Китай еще 15 лет назад начал осуществлять свою промышленную стратегию построения зеленой энергетики. Он сделал очень многое, обладая полезными ископаемыми типа лития для аккумуляторов, сталью для производства ветроустановок. Он уже сформировал производственную базу, чтобы все это заработало в комплексе", — сказал бывший руководитель энергетической отрасли из британского правительства Адам Белл (Adam Bell).
"Европа тем временем колебалась, и теперь Китай неизбежно будет играть существенную роль в ее зеленом будущем, не прибегая к радикальным мерам", — добавил он.
Как все это связано с геополитикой и безопасностью?
"Китайский капитализм, субсидируемый государством, а также обладание большими запасами важнейшего сырья дает промышленности этой страны значительные конкурентные преимущества, бороться с которыми европейским компаниям будет все сложнее", — сказала ведущий эксперт по европейской безопасности Велина Чакарова (Velina Tchakarova).
"Китайская тактика раскола и ослабления единства европейских союзников Америки, а также региональные амбиции Пекина в отношении таких мест, как Тайвань, могут стать проблемной точкой, где Китай будет использовать свое геоэкономическое влияние и зависимость других экономик от его минералов и редкоземельных металлов для достижения геополитических целей", — добавила Чакарова.
Многие представители западных стран указывают на более прямые угрозы безопасности со стороны Пекина, которые усилятся, если Европа не снизит свою зависимость от него в вопросах зеленого перехода. Таких угроз немало, и они очень разнообразны. Это и зависимость от поставок, которую Европа осознала с началом противостояния с Россией, и прямые кибератаки, осуществляемые посредством технологий китайской разработки. Европейские чиновники зачастую испытывают неловкость и не решаются открыто обсуждать и решать эти вопросы. Но как говорят источники из сферы безопасности ЕС, Китай до сих пор является главным автором кибератак против Евросоюза. При этом свое внимание он сконцентрировал на кибершпионаже.
Пекин неоднократно отрицал свою причастность к таким атакам.
Китай не единственная угроза европейской энергетической безопасности. ЕС импортирует энергоресурсы из многих стран, а их геополитические и антидемократические цели далеко не всегда совпадают с целями Брюсселя. К таким странам относятся Катар, Саудовская Аравия, Казахстан, Ливия.
Европа прилагает большие усилия для решения этих проблем. Впечатляет, как она отреагировала на российско-украинский кризис, ведь раньше это казалось невозможным. Но у Европы большое и стареющее население, а также застой в экономике. И чтобы сохранить сегодняшний образ жизни, ей нужно очень много энергии.
Как сказал один европейский дипломат, "один из жизненных парадоксов состоит в том, что страны, у которых в руках все энергетические козыри, иногда становятся в лучшем случае ненадежными партнерами, а в худшем — врагами".
Обсудить
Рекомендуем