Финны вновь утратили Карелию: после начала конфликта на Украине поездки финнов через границу прекратились

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Переселенные в Финляндию карелы хранят наследие переданных Советскому Союзу земель вот уже 80 лет, пишет Suomenmaa. О том, как это начиналось и что происходит теперь, повествует исторический обзор, подготовленный "Карельским союзом".
В преддверии 80-летия "Карельский союз" (Karjalan Liitto), основанный в 1940 году, начал планировать составление исторического обзора своей деятельности. Тогда никто не мог предположить, насколько актуальным окажется этот труд на момент публикации.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Конфликт на Украине привлек внимание к переданной России Карелии как внутри страны, так и за рубежом. Сходство неоспоримо: украинцам пришлось бежать из своих домов так же быстро, как когда-то карелам — к тому же, из-за того же врага. Кроме того, спецоперация России на Украине заморозила весь туризм и сотрудничество с Финляндией через восточную границу. От активного взаимодействия "Карельского союза" с российской Карелией, начавшегося после распада Советского Союза, в настоящее время остались лишь воспоминания.
Таким образом, доктору Катье Тикка (Katja Tikka), которая была выбрана автором для написания исторического обзора "Карельского союза", предстояло охватить многие этапы и десятилетия. И она замечательно справилась со своей задачей.
В опубликованной в конце апреля 2023 года книге "Политика и пироговая терапия — „Карельский союз“ 1940–2020" (Politiikkaa ja piirakkaterapiaa — Karjalan Liitto 1940–2020) рассказывается об истории организации. Книгу будет интересно почитать как активным участникам союза, так и тем, кто мало знает об этой теме. В труде нет скучных переходов от одного десятилетия к другому, Тикка разделила ее на тематические блоки. При этом канва повествования остается четкой, на первый план выходят вопросы, которые не были учтены в ранее опубликованных исторических обзорах союза.
"Карельский союз" был создан в апреле 1940 года как рупор карельских иммигрантов, вынужденных бежать с территорий, отошедших к Советскому Союзу. Основателями были влиятельные люди: в первое руководство союза входили шесть депутатов парламента и один министр. По словам Тикка, союз был основан в самый последний момент, чтобы успеть повлиять на законодательство, которое спешно формировалось после войны. Закон об ускоренном расселении, разрешающий отчуждение имущества, был принят в июне 1940 года.
Четкий ответ премьер-министра Финляндии на заявления о возвращении Карелии — "Надеюсь, другие страны нас услышат"В Финляндии начали раздаваться призывы возобновить требования "вернуть" Карелию, пишет Ilta-Sanomat. Этот вопрос во время предвыборных дебатов обсудили лидеры финских партий. Отдельное заявление сделала премьер-министр страны Санна Марин.
Судя по историческому обзору, союз повлиял, в том числе, и на размещение карелов-переселенцев. "Карельский союз" настаивал на том, чтобы новые помещения соответствовали по условиям прежним жилым помещениям и не располагались севернее Оулу. В годы Войны-продолжения большая часть карелов-переселенцев вернулась в свои дома, но летом 1944 года им пришлось вновь покинуть Карелию.
Размещение людей, оставшихся без жилья, продвигалось быстро, поскольку объекты, подготовленные ранее в соответствии с законом об ускоренном расселении, можно было сразу же ввести в эксплуатацию. Новый закон о приобретении земли, который заменил закон об ускоренном расселении, был одобрен в мае 1944 года.
Важнейшим требованием "Карельского союза" после Войны-продолжения было получение переселенцами полной компенсации за имущество, оставленное за границей. Компенсации после Зимней войны уже были выплачены, но их реальная стоимость рухнула. В новом законе о компенсациях были учтены инфляция и процентные ставки. "Карельский союз" консультировал своих членов по поводу подачи заявлений о компенсации и призывал их жаловаться на объемы компенсаций, которые, по их мнению, были слишком низкими.
Работа по продвижению интересов членов "Карельского союза" завершилась принятием закона о дополнительных компенсациях, одобренного в апреле 1955 года, который улучшил объем компенсаций, выплачиваемых на основе первоначального закона о компенсациях. "Закон о дополнительных компенсациях во многом стал результатом непримиримости „Карельского союза“. Этот закон стал своего рода итогом почти двадцатилетнего существования союза", — пишет Тикка.
Тикка благодарит руководство "Карельского союза" за сохранение самообладания в неспокойные времена. Союз отстранился от трагических вопросов и сосредоточился на действиях.
Финны рассказывают, каково сейчас владеть кусочком российской Карелии — "Если документы в порядке, проблем нет"Несмотря на ситуацию в мире, семейные традиции, природа и любовь по-прежнему манят финнов в российскую Карелию, пишет автор статьи на сайте Yle. Он побеседовал с людьми, которые купили там недвижимость, и узнал, чем их привлекает этот регион.
"Карельский союз" особенно способствовал повышению статуса сельского населения, и многие из его активных членов также были членами "Аграрного союза" (Maalaisliitto). Например, с самого начала в деятельности союза принимали участие уроженцы Карелии Юхо Ниукканен (Juho Niukkanen) и Йоханнес Виролайнен (Johannes Virolainen).
Урхо Кекконен (Urho Kekkonen), избранный в парламент от Выборгского избирательного округа, также пользовался большим уважением у переселенных карелов. "Ваши главные желания совпадают с моими", — заявил Кекконен "Карельскому союзу" после того, как стал президентом.
Переломный момент наступил весной 1967 года, когда Кекконен отказался принять петицию карел. По его мнению, некоторые члены союза неуместно высказались о возвращении Карелии. Кроме того, в руководство союза был избран Урхо Кяхёнен (Urho Kähönen), которого президент считал своим оппонентом.
Тикка также подробно рассмотрела культурную деятельность "Карельского союза". Поскольку руководство было сосредоточено на пропаганде, культурными вопросами изначально занимались организации, которые были основаны сотнями карельских иммигрантов в их новых местах проживания.
Самая интересная часть работы — подраздел, посвященный дискуссии о возвращении Карелии. О возвращении территорий грезили наиболее страстно сразу после Войны-продолжения, в спокойные годы после смерти Сталина и в 1990-е годы, после распада Советского Союза.
Отсутствие российских туристов обходится Южной Карелии в 300 миллионов евро: "Это опасно для всей Финляндии"Российский туризм в приграничные районы Финляндии сошел на нет, и это означает для региона убытки в 300 миллионов евро ежегодно, сообщает AlfaTV Uutiset. Потенциально прибыльные проекты закрываются, а инвестиций нет. Где найти средства к существованию, непонятно.
В августе 1945 года слухи о возвращении Карелии среди карел-переселенцев были настолько сильны, что "Ладожское фермерское общество" организовало несколько встреч по этому вопросу. "Карельский союз" предостерегал читателей от принятия желаемого за действительное даже в газетных заметках, но закулисно продолжал оказывать давление на влиятельных лиц. Позже "Карельский союз" открыто занял позицию в пользу возвращения Карелии.
После распада Советского Союза были установлены контакты как с Мауно Койвисто (Mauno Koivisto), так и с Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari). Койвисто относился к идее о возвращении Карелии равнодушно, а Ахтисаари, родившийся в Выборге, — очень осторожно.
В конце 1990-х годов руководство "Карельского союза" заняло умеренную позицию в дискуссии о возвращении Карелии. Союз, получающий финансирование от государства, не хотел ставить под угрозу свое существование из-за получения образа "организации, продвигающей возвращение Карелии", и вместо этого направил свою энергию на поездки в родные места и региональное сотрудничество с российской Карелией.
История "Карельского союза" большей частью основана на письменных архивных источниках. Еще одна новинка "Потомки эвакуированных" (Evakkojen perilliset) дает слово иммигрантам из Карелии и особенно их детям.
Доктор педагогических наук Хелля Неувонен-Сеппянен (Hellä Neuvonen-Seppänen), дочь эвакуированной финки, в своей работе, основанной на диссертации, объясняет, как эвакуация отражается на жизни второго поколения карельских иммигрантов. В своем исследовании Неувонен-Сеппянен обнаружила, что чувство отсутствия корней часто передается от эвакуированных родителям к их детям. Когда родитель тосковал по своему утраченному дому, ребенок тоже чувствовал, что лучше было бы оказаться в каком-нибудь другом месте.
В России захотели переименовать Сортавалу и Куркиёки — и в Карелии произошло что-то странноеГлава Карелии Парфёнчиков предложил вернуть исторические русские названия Сортавале и Куркиёки, пишет Ilta-Sanomat. Автор статьи называет реакцию местных жителей полной катастрофой для властей, хотя, как выясняется, и предложения такого не было, и дискуссия в соцсетях была спокойной.
Маркку из Миккели, с которым побеседовала Неувонен-Сеппянен, посетил родные края своего отца в Рауту (сейчас — Сосново) более трехсот раз за 25 лет. "Мой чемодан обычно стоит у двери, и я никогда его не разбираю", — сказал человек, тоскующий по Карелии в Финляндии и по Финляндии в Карелии.
Интервью для книги были взяты еще до пандемии коронавируса и начала конфликта на Украине. Сейчас Маркку, должно быть, все-таки разобрал чемодан.
Автор: Аннукка Каарела (Annukka Kaarela)
Обсудить
Рекомендуем