Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Лидерам европейских стран становится все сложнее поддерживать у своих граждан желание помогать Киеву, пишет FA. Нарастает усталость от конфликта, украинских беженцев принимают все более неохотно, а в последние два месяца внимание населения ЕС переключилось на Израиль.
Сьюзи Деннисон (Susi Dennison), Павел Зерка (Pawel Zerka)
Как укрепить падающую поддержку Украины
Прошло без малого 700 дней с момента начала конфликта России и Украины. Большинство европейских лидеров хоть и остаются верны делу помощи Киеву, но поддерживать такие настроения среди простого народа все труднее.Опасения по поводу дороговизны жизни заставляют многих европейцев усомниться в целесообразности дальнейшего финансирования Украины, а в последние недели внимание и вовсе переключилось на войну в секторе Газа. Между тем, продолжающееся контрнаступление Киева не принесло существенных территориальных завоеваний. Энтузиазм, порожденный успехом Украины в первый год боевых действий, уступил место пониманию отсутствия прогресса, несмотря на продолжающиеся боевые действия, и риска замораживания конфликта.
Эти опасения помогают объяснить изменение показателей в опросах, проведенных Европейским советом по международным отношениям (ECFR). Фабрика мысли выявила снижение поддержки европейцами дальнейшей борьбы Украины — хотя изменения пока невелики, их вектор однозначен. Согласно одному из предыдущих опросов ECFR, проведенному в январе 2023 года в десяти европейских странах, возвращения Украиной всех территорий хотели в среднем 38%. А в сентябре и октябре показатель снизился до 34%. Процент уверенных в том, что конфликт между Россией и Украиной должен прекратиться как можно скорее, даже при условии сохранения первой всех занятых территорий, практически не изменился — 28-29%. Для сравнения: сентябрьские данные по Соединенным Штатам показывают, что 43% хотят продолжения борьбы Украины, и только 17% выступают за скорейшее окончание конфликта.
Европейская поддержка Украины пока не ослабла, но это может произойти в ближайшее время — не в последнюю очередь потому, что некоторые политики в разгар предвыборного года могут попытаться опередить тенденцию. Чтобы избежать такого исхода, европейские лидеры должны постараться убедить избирателей в том, что Украина может победить, и объяснить, почему это важно для будущего Европы. Если они этого не сделают, Киев рискует оказаться лишенным решающей поддержки в ближайшие недели и месяцы.
Москва лучится триумфом: фронт застыл, а западная помощь Украине застопориласьИз-за провального наступления ВСУ Запад не спешит помогать Киеву, линия фронта практически застыла, и российские войска уверенно держат территории, пишет WP. Владимир Путин заканчивает 2023 год на триумфальной ноте, и предпраздничное настроение, охватившее Москву, это только подтверждает.
19.12.202300
Растущее нетерпение
С тех пор, как в феврале 2022 года Россия начала спецоперацию, европейская поддержка Киева не ослабевала, подкрепляемая готовностью правительств ЕС один за другим согласовывать пакеты антироссийских санкций. Европейские лидеры также подписали соглашение о предоставлении Украине впечатляющих объемов помощи — в общей сложности 142 миллиарда долларов, согласно подсчетам Кильского института, что почти вдвое больше, чем выделили Соединенные Штаты. Чтобы помочь украинским беженцам, правительства ЕС в первые месяцы конфликта ввели в действие так называемую Директиву о временной защите, позволяющую украинцам въезжать в ЕС и свободно перемещаться между странами без прохождения обычных процедур. Учитывая серьезный страх правительств ЕС перед последствиями политики большей открытости границ, это стало особенно выдающимся показателем уверенности политического класса ЕС в общественной поддержке украинского дела.
Но сейчас поддержка Киева оказалась под давлением. Европейский совет по международным отношениям отслеживает отношение людей к ситуации на Украине с начала 2022 года. Среди прочего звучат вопросы, кого они считают главным препятствием на пути к миру между Украиной и Россией, и что предпочтут: чтобы Украина вернула всю территорию (“даже если это означает более продолжительный конфликт”) или чтобы боевые действия закончились как можно скорее (“даже если это означает потерю Украиной части территорий”). Последний опрос с общей выборкой из 15 тысяч респондентов мы провели этой осенью (перед нападением ХАМАС на Израиль) в Дании, Эстонии, Франции, Германии, Италии, Польше, Португалии, Румынии, Испании, Швейцарии и Великобритании. В январе 2023 года мы уже проводили опрос в тех же странах (за исключением Швейцарии), а еще один в апреле и мае 2022 года (за исключением Дании, Эстонии и Швейцарии).
Согласно последнему опросу, в последние месяцы среди европейцев наблюдается скромное, но последовательное снижение предпочтений. В ряде стран люди по-прежнему предпочитают занятие Украиной территорий, а не скорейшее завершение конфликта: 63%:13% в Эстонии, 46%:24% в Дании, 43%:22% в Польше и 41%:19% в Соединенном Королевстве. Им противостоят более "миролюбивые" страны, где доминирует противоположная точка зрения: 46%:14% в Италии, 40%:28% в Германии и 38%:16% в Румынии. между двумя вариантами разрываются только французы — 28%:28%. Но во всех случаях количество сторонников более "воинственного" варианта с января снизилось: в частности, с 52% до 43% в Польше, с 35% до 28% во Франции и с 26% до 14% в Италии (респондентам также предлагались варианты “ничто из перечисленного”, “не знаю” и “Западному мировому господству необходимо положить конец, даже если это означает признание территориальных уступок Украины в пользу России”; в среднем эти три ответа набрали 16%, 16% и 6% соответственно).
Наиболее существенные изменения происходят, по-видимому, в Германии, где "мирный" вариант лидирует с более значительным отрывом (40% против 28%), чем в начале года (39% против 33%). В любом случае, смещение вектора очевидно во всех странах, за исключением Португалии, и не оставляет места для сомнений: общественность перестает поддерживать украинскую борьбу за занятие Украиной всех территорий, независимо от продолжительности боевых действий.
В сравнении с апрелем 2022 года также снизилось количество граждан, считающих Россию главным препятствием на пути к миру. Снижение незначительное и для каждой европейской страны в среднем составляет всего восемь процентных пунктов. Этой точки зрения по-прежнему придерживается большинство (52%), тогда как США, Украину или ЕС винят менее четверти (23%). Но 20 месяцев назад соотношение составляло 60%:19%. Кое-где (например, в Румынии) Запад начали рассматривать как более серьезную, чем Россия, проблему (огромный сдвиг с 24%:42% до 38%:30%); Италия же винит в равной степени обе стороны. Опять же, европейцы начинают сомневаться, действительно ли именно Россия препятствует воцарению мира.
Шок в Киеве: Украина вдруг осталась без помощи США и ЕС. Нанесет ли Россия теперь последний удар?Сейчас, когда силы Украины на пределе, а помощи нет, у Москвы есть все шансы отправить Киев в нокаут, пишет Advance. Но, возможно, Россия не станет так поступать, размышляет автор статьи. Ведь уже скоро положение ВСУ наладится, будут и деньги, и оружие, делится он своей безумной надеждой.
19.12.202300
Усталость от конфликта
Особенно сильна поддержка Украины в тех европейских странах, которые расположены ближе к зоне конфликта. Но даже там налицо свидетельства усталости народа.
По данным независимой платформы-опросника eupinions, в Польше неуклонно снижается желание принимать у себя украинских беженцев — с 83% в марте 2022 года до 65% в сентябре 2023-го. На октябрьских парламентских выборах предупреждавшая об угрозе "украинизации Польши" крайне правая партия “Конфедерация” получила более 1,5 миллиона голосов (то есть более 7%). Но новый премьер-министр Польши Дональд Туск обещает добиться “полной мобилизации ресурсов свободного, западного мира для оказания помощи Украине”.
В Словакии парламентские выборы выиграла партия во главе с популистом Робертом Фицо, который на следующий день после вступления в должность пообещал прекратить военную поддержку Украины, реализуя одно из главных обещаний предвыборной кампании. По данным Eurobarometer, уже в августе 40% населения Словакии (наряду с Болгарией, Кипром, Чехией и Грецией) не соглашались с тем, что ЕС должен продолжать проявлять солидарность с Киевом.
В Германии выступающая против поддержки Украины ультраправая партия AfD занимает в опросах второе место с 22% голосов избирателей. Это исторический максимум в сравнении с 10% в начале 2022 года. Внезапному росту популярности партии поспособствовало несколько факторов, включая рост цен на энергоносители и количество мигрантов. Германия, хоть и не имеет с Украиной общей границы, принимает более миллиона украинских беженцев (максимум для стран-членов ЕС, за исключением разве что Польши).
Чем дальше от зоны боевых действий, тем больше ослабевает интерес. Во Франции внимание общественность сосредоточено на войне в Газе и ее последствиях национального уровня, учитывая здешнюю многочисленную мусульманскую общину. Согласно статистике, в последние два месяца французы стали чаще гуглить “Израиль”, нежели “Украина”.
Или возьмем Нидерланды, где на недавних парламентских выборах неожиданно победила ультраправая партия свободы, возглавляемая Гертом Вилдерсом. Ввиду его давнего несогласия с военной поддержкой Киева, обещания предыдущего правительства предоставить Украине истребители F-16 вряд ли будут выполнены. Высокий результат Вилдерса объясняется, по-видимому, такими вопросами, как экономика и миграция, а несогласных поддерживать Киев при этом не прибывает. Однако, если Вилдерс войдет в правительство и решит изменить подход страны к Украине, сила общественной поддержки в ее адрес окажется под ударом.
Спустя почти два года значительная часть европейской общественности перестала рассматривать ситуацию на Украине как чрезвычайную, особенно вдали от зоны конфликта. Сразу после его начала многие европейцы испугались, что их страны могут стать следующими, Россия применит ядерное оружие или как-то иначе обострит обстановку. Но, поскольку ничто из этого не сбылось, европейцы изменили отношение к украинскому конфликту как одному из многих в мире, а для кого-то — столь же далекому и абстрактному, как конфликты в Армении и Газе.
Вечный конфликт?
Наши данные также показывают слабую уверенность европейцев в способности Украины одержать победу. В сентябре так ответила лишь горстка опрошенных стран: Дания (46%), Эстония (67%), Польша (49%) и Португалия (48%). Куда меньший энтузиазм наблюдался во Франции (28%), Германии (32%), Румынии (35%), Испании (26%), Швейцарии (35%) и даже Великобритании (34%). В Италии уверенных в победе Украины осталось 20%, а в победе России — стало почти вдвое больше (38%).
Слабая уверенность в шансах Украины на победу не обязательно говорит о том, что в Европе ждут победы России. В ближайшие пять лет ни одну из сторон не видят победительницей около 38% (23% в Эстонии, 46% во Франции и 47% в Британии). То есть европейцы, по сути, готовятся к бесконечному конфликту, готовясь принять нестабильность на Украине как условие новой реальности.
Так и до отчуждения недалеко. Чтобы привлечь внимание общественности, некоторые европейские лидеры представляют Украину борющейся не только за собственную независимость, но и за будущее Европы. В ходе ноябрьского визита в Киев президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила украинскому парламенту: “Вы сражаетесь не только за свою свободу, но и за Европу”. Ранее в этом году нечто подобное озвучивал и французский лидер Эммануэль Макрон.
Но граждане Европы в большинстве своем так не считают: в Румынии и Швейцарии вышеозначенную точку зрения разделяют только 11%, а самый высокий результат у Эстонии — 31%. Между тем, минимум четверть респондентов в каждой опрошенной европейской стране уверены, что США воюют с Россией — максимальный показатель фиксируется в Италии (51%).
Сенат США не сумел согласовать сделку по усилению границы в обмен на помощь КиевуАмериканские законодатели не сумели достичь соглашения по мерам, которые позволят ужесточить миграционное законодательство, пишет WSJ. Неспособность сенаторов договориться еще больше снизила вероятность голосования по пакету помощи Киеву до наступления Рождества.
18.12.202300
Таким образом, европейцы, похоже, поняли, что интерес их стран в конфликте незначителен, тогда как в начале 2022 года, непосредственно перед началом боевых действий, большинство граждан Германии, Польши и Румынии и минимум 45% в Финляндии, Франции, Италии, и Швеция считали, что позиция России по Украине представляет для них серьезную военную угрозу. В настоящее время европейским правительствам впору перестать видеть в поддержке Украины срочность и внутриполитическую выгоду.
Теория победы
Возможно, самая значительная поддержка, которую Европа может предложить Украине, — это членство в ЕС, единственный способ закрепить ее будущее как европейской процветающей демократии со всеми гарантиями финансовой поддержки и безопасности. В этом отношении важно решение Совета ЕС начать переговоры с Украиной и Молдавией, но оно знаменует лишь первый шаг на долгом пути к вступлению в блок, учитывая тяжелую работу по выполнению требований как для Украины (реформ), так и для самого Евросоюза.
Здесь становится ясно, почему такое большое значение имеют европейские настроения в отношении российско-украинского конфликта. Внутренние оценки Совета ЕС говорят о том, что в течение семи лет после вступления Украина получит около 200 миллиардов долларов средств ЕС. Также оно значительно изменит динамику вокруг европейских фондов (которые являются основным инструментом ЕС по сокращению брешей внутри блока), превратив нынешние крупные государства-получатели вроде Польши в “чистых” вкладчиков. Многие европейцы, возможно, также опасаются последствий членства Украины в едином рынке ЕС для бизнеса и рабочих мест — как продемонстрировал запрет Польши на экспорт украинского зерна и блокирование пограничных переходов с Украиной дальнобойщиками Венгрии, Польши и Словакии.
Увеличение выплат Украине — не то событие, к которому граждане ЕС способны отнестись легкомысленно, особенно в условиях продолжающегося кризиса стоимости жизни. Весьма возможно, что позиции лидеров относительно потенциального членства Украины в ЕС и продолжения финансовой и военной поддержки Киева могут занять видное место на предстоящих выборах в Европарламент, которые в июне 2024 года одновременно пройдут во всех 27 государствах-членах ЕС. По этим причинам к растущей усталости Европы от конфликта на Украине следует отнестись серьезно, иначе уже в ближайшие месяцы она может начать ограничивать политический выбор лидеров ЕС.
Чтобы защититься от этого, последним необходимо продемонстрировать более глубокое понимание кризиса стоимости жизни и причин, по которым некоторые европейцы связывают экономические трудности с ситуацией на Украине. Призванные облегчить бремя субсидии домашним хозяйствам и предприятиям могут помочь, но их будет недостаточно. Европейским лидерам также необходимо срочно предотвратить грядущее изменение отношения к Украине. Им важно представить конфликт как борьбу России против Европы и напомнить избирателям, что увязшая на поле боя Украина и победа Москвы обойдутся ЕС еще дороже, навсегда сохранив угрозу прямо под боком. Европейским лидерам необходимо разработать более веские аргументы в пользу расширения союза, ясно дав понять, что присоединение к нему Украины принесет пользу простым европейцам, расширив зону стабильности, процветания и свободы.
Но чтобы все звучало как можно правдоподобнее, следует нарисовать более убедительную картину украинской победы. Она требует от Европы инвестиций в оборонно-промышленный потенциал, чтобы иметь возможность поддерживать Киев даже в случае ухода Вашингтона. Европе нужно доказать ошибочность российской ставки на способность продержаться до того момента, когда западная поддержка Украины иссякнет.