Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит главы МИД Индии Джайшанкара в Москву вызвал нервозность в США. Американцы считают Индию союзником в борьбе с Китаем, напоминает сайт радио NPR, а потому отнеслись к визиту с ревностью. Но Индия, хоть и покупает западное оружие все чаще, не собирается бросать многолетние связи с Москвой.
Хуана Саммерс, журналист National Public Radio, побеседовала с директором аналитического центра Defense Priorities Раджаном Меноном (Rajan Menon). В виду его специализации на индийской тематике, нам было особенно интересно поговорить о встрече министров иностранных дел России и Индии.
ХУАНА САММЕРС, ведущая: Главный индийский дипломат продолжает свой пятидневный визит в Россию. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар встретился сегодня с российским коллегой и с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить двусторонние экономические связи и вопросы безопасности. Этот визит проходит в непростое время. Индия — крупное государство, которое всячески обхаживают Соединенные Штаты Америки. Но она поддерживает дружественные отношения с Россией, несмотря на начатую в прошлом году Москвой полномасштабную военную операцию на Украине. Индия также поддерживает экономику России, покупая в больших объемах ее нефть. Что же дальнейшее сближение между двумя этими странами может означать для США? Чтобы разобраться во всем, мы и решили побеседовать с Раджаном Меноном. Он директор программы "Большая стратегия" из американского аналитического центра Defense Priorities, занимающегося вопросами внешней политики. Добро пожаловать.
РАДЖАН МЕНОН: Здравствуйте.
Хочу начать с общего вопроса, если можно. Индия и США — близкие партнеры, однако Индия тесно сотрудничает с Россией. Помогите нам понять эту ситуацию.
Раджан Менон: В годы холодной войны Россия была настоящим, испытанным в трудных ситуациях другом Индии, и на то было две причины. Главная угроза Индии исходила от двух стран. Это Пакистан, который был союзником Соединенных Штатов, и Китай, который в годы холодной войны начиная с 1960-х годов почти все время был в ссоре с Москвой. Хотя оба государства формально исповедовали коммунистическую идеологию, было понятно, что за красными звездами КНР и СССР стояли все те же Китай и Россия. В тот момент Москва и Пекин враждовали, несмотря на кажущуюся общность идеологии. Так что между Индией и тогдашней Россией в ее советском облике существовало почти естественное совпадение интересов. После окончания холодной войны многое изменилось. Индия постепенно начала углублять экономические и военные связи с Западом, но не в ущерб России. Тем не менее, Россия в определенной мере утратила свою важность для Индии. Думаю, Россия сама полностью отдает себе в этом отчет.
Вот лишь один пример. В годы холодной войны 90% индийского оружия в стоимостном долларовом выражении было из России. Сейчас эта цифра равна 45%, хотя еще семь лет назад эта доля составляла 65%. Между тем экспорт вооружений в Индию из США и особенно из Франции существенно вырос. Русские чувствуют эту конкуренцию. Для них экспорт вооружений очень важен. А ведь это лишь одно из измерений сотрудничества Индии с Россией.
Давайте поговорим о визите и о встречах. Сегодня во время визита в Москву индийский министр иностранных дел встретился с российским коллегой Сергеем Лавровым, а также с российским президентом Владимиром Путиным. В чем состоит значимость этих встреч?
Раджан Менон: Думаю, цель в том, чтобы успокоить русских, показать, что никакого отхода от России в Индии не происходит. Между прочим, у Индии есть серьезные основания беспокоиться о связях с Россией. Дело в том, что отношения между Россией и Китаем всемерно укрепляются. А вы знаете о специфических отношениях Индии и Китая, так что меньше всего в такой обстановке Индии хочется отталкивать от себя Россию. Итак, первая цель — успокоить Россию, а вторая – укрепить отношения в важных областях, прежде всего, в военной сфере, потому что там связи между двумя странами самые прочные. Так что в центре внимания политические и военные связи.
Какова реакция Вашингтона на этот визит? Ведь чиновники из администрации Байдена до этого момента не критиковали открыто Индию, несмотря на позицию США в отношении России.
Что ж, главный интерес США и главный интерес Индии, между прочим, состоит в том, чтобы сформировать некое партнерство, потому что обе страны считают Китай главным противником своих интересов в сфере безопасности. Думаю, Соединенные Штаты прекрасно понимают, что индийцы не собираются отказываться от своих отношений с Россией по причинам, которые я перечислил выше. США это осознают и ведут себя довольно спокойно и здраво. Не думаю, что там начался большой переполох из—за визита Джайшанкара в Москву. Отхода от индийской политической линии в этом визите нет. Мне кажется, отход был бы, если бы Джайшанкар не нанес такой визит в Москву.
Подумайте об этом пятидневном визите во всей его полноте как человек, наблюдающий за россицско-индийскими отношениями и хорошо их понимающий. О чем нам следует думать, что надо искать в итогах визита, чтобы понять его значение и его последствия для будущего двусторонних отношений?
Скажу вам одну вещь об этих отношениях, про которую я все время думаю. Индийцы с некоторой озабоченностью смотрят на характеристики российского оружия. Я не удивлюсь, если они продолжат процесс диверсификации, укрепляя военные связи в оборонном производстве и наращивая импорт оружия из США, Израиля, Франции и Германии. Они уже делают это, и конечно, это не по нраву России. Экспорт оружия является очень важным источником доходов для Москвы, а Индия, насколько мне известно, занимает второе место в мире по импорту вооружений. Так что это крупный рынок, причем очень важный для России.
Авторы: Карен Замора (Karen Zamora), Тинбете Эрмияс (Tinbete Ermyas), Хуана Саммерс (Juana Summers)